Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Автор книги Сефер мицвот гадоль (Смаг).

Раби Моше бар Яаков из Куци – выдающийся законоучитель и тосафист, автор книги Сефер мицвот гадоль Смаг).

Родился во французском городе Куци. Учился у р. Шимшона из Шанца (Раш; см.), однако основным его наставником в Торе был р. Йеуда Сир Леон из Парижа (см.).

Как и его учителя, он составлял Тосафот – дополнительные комментарии к Талмуду (его комментарии под названием Тосафот яшаним опубликованы рядом с основным текстом трактата Йома).

Раби Моше прославился в качестве странствующего проповедника. В 4996 /1236/ году он прибыл в Испанию, где многие евреи, особенно на севере страны, уже оторвались от традиционного образа жизни – они стремились во всем уподобиться своим христианским соседям и ради материального преуспевания готовы были отказаться от своих корней. Многие из них уже не накладывали тфилин, на дверях не было мезуз, основным предметом изучения становились светские науки и философия. Переходя из города в город, р. Моше обращался к евреям со страстными и мудрыми проповедями, доходящими до сердец, – под их влиянием тысячи и десятки тысяч евреев возвратились к соблюдению заповедей.

Спустя четыре года р. Моше вернулся во Францию. В 5001 /1241/ году, согласно приказу короля Людовика IX, его и еще трех духовных лидеров еврейской общины принудили участвовать в диспуте с выкрестом Николаем Дониным, обвинявшем евреев в том, что в Талмуде якобы подвергаются поношению все основы христианской религии. Диспут завершился тем, что по указу короля были собраны все найденные во Франции свитки Талмуда, привезены в Париж на двадцати четырех огромных подводах и публично сожжены на одной из площадей города. Изучение Талмуда и создание новых его копий было запрещено.

В этот период р. Моше из Куци начал работу над законодательным кодексом, получившим название (Большая книга заповедей) – чаще эту книгу называют сокращенным именем Смаг. Создавая книгу, р. Моше стремился к тому, чтобы она смогла заменить Талмуд в период, когда сам Талмуд недоступен и его изучение запрещено.

Кодекс Смагвключает в себя шестьсот тринадцать заповедей Торы, разделенных на два основных раздела: предписывающие заповеди – «Делай» и запретительные – «Не делай». При отборе и организации материала, а также и в интерпретации заповедей, р. Моше опирался, в основном, на Сефер Амицвот (Книгу заповедей) Рамбама (см.) и Сефер Аереим (Книгу трепещущих) р. Элиэзера из Меца (см.).

По завершении работы, специально изготовленные копии книги были посланы и евреям Испании, чтобы они могли руководствоваться ею в своей повседневной жизни.

Во всех общинах диаспоры книга была принята в качестве одного из фундаментальных алахических кодексов.

В последующих поколениях эта книга многократно переиздавалась и комментировалась – среди наиболее выдающихся ее комментаторов были р. Элияу Мизрахи (см.) и Мааршаль (см.).

Младший современник р. Моше, р. Ицхак из Корбеля (см.), написал сокращенный вариант этой книги, получивший название Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей).

печатается с разрешения издательства "Швут Ами"


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»