Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия, Сефарды
Раби Дунаш бен Лабрат Алеви (ок. 4680 — 4750 /ок. 920 — 990/ гг.) — выдающийся знаток Торы, поэт и грамматик.
Родился в Багдаде, столице Ирака (так арабы назвали покоренную Вавилонию). В юности учился у р. Сеадьи бар Йосефа (см.), последнего гаона ешивы в Суре. Р. Сеадья говорил, что «не видел подобного ему среди мудрецов Израиля».
Переселившись в Марокко, стал раввином и даяном города Феса. Часть времени проводил в Кордове, столице испанского халифата, где был близок к знатокам Торы, сплотившимся вокруг р. Хисдая Ибн Шапрута (см.).
Р. Дунаш ввел в поэзию на иврите рифмы и ритмические построения, близкие по форме к современной ему арабской поэзии. Некоторые его песни широко исполняются до сих пор: например, Дрор йикра («Свободу провозгласят…») поют во время утренней трапезы в шабат, а Девай хасер («Отведи печали…») — в конце свадебной трапезы перед Биркат амазон.
Позднейшие комментаторы приводят многочисленные фрагменты из исследований р. Дунаша по грамматике языка Торы; в комментариях Раши (см.) также содержится около двадцати ссылок на его мнения.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»