Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Испания, Рав Александр Кац, Рашба
Раби Шломо бар Авраам Адерет (Рашба; 4995-5070 /1235-1310/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда, глава поколения мудрецов Испании.
Родился в Барселоне. Был ближайшим учеником рабейну Йоны Геронди, возглавлявшего барселонскую ешиву. Учился также у Рамбана, который посвятил его в сокровенные разделы Торы.
Еще совсем молодым Рашба был избран раввином Барселоны — значительного центра еврейской учености, а в сорок лет он уже был общепризнанным главой мудрецов Испании и одним из духовных лидеров евреев диаспоры — его называли Манъиг адор (Вождь поколения).
Он был признан наиболее авторитетным законоучителем своего поколения — со всех концов диаспоры обращались к нему за решением сложных законодательных проблем.
Около трех тысяч его алахических респонсов включено в сборник Тшувота-Рашба, ставший одним из основополагающих источников еврейского законодательства. Вместе с тем, книга служит уникальным источником информации об укладе и образе жизни евреев диаспоры — ведь в ней подробно рассматриваются проблемы, возникавшие в общинах Испании и Северной Африки, Франции и Германии, Сицилии, Богемии и даже Земли Израиля.
Рашба написал аналитические заметки (хидушим) к пятнадцати трактатам Талмуда. Он воспринял и развил подход своего наставника Рамбана — и у Рашбы, как правило, углубленный анализ венчается псаком (однозначным законодательным решением).
Наряду с комментариями Раши, аналитические заметки Рашбы стали одним из самых популярных пособий при изучении Талмуда.
Основным законодательным кодексом, составленным Рашбой, явилась книга Торат абайт (Устав дома), содержащая заповеди и запреты, связанные с ведением еврейского дома. Он составил также алахический кодекс Аводат акодеш (Святое служение), посвященный законам Шабата и других праздников.
На протяжении многих лет Рашба возглавлял барселонскую ешиву, в которой учились не только самые одаренные юноши из Испании, но и студенты из Германии и других стран. Ближайшими учениками Рашбы стали будущие духовные лидеры испанских евреев: выдающийся комментатор Пятикнижия р. Бахье бар Ашер, комментатор Талмуда р. Йом-Тов Ибн Асевили (Ритва;) и автор книги Мигдаль оз р. Шем-Тов Ибн Гаон. Рашба передал им и кабалистические знания, полученные от Рамбана.
Мудрецы Испании были обеспокоены положением, при котором многие молодые евреи посвящали все свое время изучению нееврейской философии и естественных наук, оставаясь совершенно невежественными в области Торы. В 5065 /1305/ году, в шабат раздела Дварим, Рашба объявил херем, запрещающий еврям, не достигшим двадцати пяти лет, изучать сифрей яваним (греческие книги), за исключением трудов по медицине и астрономии, — поскольку сначала необходимо «наполнить чрево лакомствами Торы». Запрет, вынесенный Рашбой, был принят большинством общин Испании и Франции — в значительной степени он сохраняет свое значение и в наши дни.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).