Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Конспект лекции, прочитанной на молодежном симпозиуме "Джойнта" (не то 2005 год, не то 2006)
Введение
У кого из нас не случались в жизни неприятности на работе, в семье или "по месту учебы"? Кто-то выступал против нас, с кем-то боролись мы, или даже не столько боролись, сколько были ввязаны в чужие противостояния – если не сами лично, то через друзей, родственников. Как правило, все признают, что участие в подобного рода ситуациях неприятно. Но иногда оно необходимо. Нужно защитить попранную справедливость. Нужно выступить против негодяя. Постоять за себя, своего сослуживца, дать отпор потерявшему чувство меры мракобесу-начальнику или, наоборот, поставить на место отбившегося от рук подчиненного.
У кого из нас нет подобного опыта вовлеченности в конфликты?
Но что говорит на тему конфликтов Тора? Какие ее модели стоит рассмотреть, чтобы приложить к своей практике, примерить к себе, задуматься?
Если выписать бунты-восстания из Пятикнижия и книг Танаха, то список получиться не коротким. Вот только несколько самых очевидных примеров:
- Восстание Адама и Евы, сознательно пошедших на конфликт с Творцом, когда они решили нарушить запрет не есть плодов с Дерева познания. В итоге они были изгнаны из Ган-Эдена.
- Восстание поколения Вавилонской башни – и тоже против Творца. В итоге люди были рассеяны по земле.
- Бунт служанки Агар против своей хозяйки Сары, жены Авраама. В итоге она была выслана.
- Бунт Кораха против Моше и Аарона. В итоге бунтовщики погибли страшной смертью.
- Восстание евреев против Творца, когда они отлили идола-тельца. В итоге они раскаялись – и был построен Храм.
- Восстание Авшалома, сына Давида, против отца. В результате он погиб, а трон достался Шломо.
Список можно продолжить. Но главные эпизоды названы. Осталось выделить в них нечто основное, чтобы сделать выводы для самих себе.
Как нам представляется, большинство инвариантов-архетипов содержится в рассказе о Вавилонской башне. Ею мы и займемся сегодня. Итак, зная, каким крахом для участников закончилась вся затея, посмотрим, что именно в конфликтах нашей жизни (когда одна группа людей борется против другой группы людей) повторяет собой опыт Башни? В чем этот опыт заключается?
Цель раскрытия темы
В принципе, как всегда, можно обойтись и без Торы. Опыт жизни приходит из простого наблюдения над тем, что происходит в мире людей. Одни учатся на своих ошибках (реже на победах), другие если и учатся, то только на чужом опыте или из книг, или знакомясь с историческими трудами. В конечном счете, Тора – всего лишь запись небольшого числа эпизодов плюс огромный свод законов.
Но если принять за веру, что Всевышний тщательно отобрал все эпизоды именно для обогащения нашего опыта, то зачем проходить мимо? В конечном счете, десятки поколений еврейского народа учились именно по Торе – и преуспели.
Если исходить из результатов и выводов, к которым пришли наши мудрецы и которые заложены в национальном еврейском характере, то коротко можно сформулировать, что иудаизм, по мере возможности, отдает предпочтение неконфликтному поведению во всех конфликтных ситуациях.
Понятно, во всем есть мера допустимого. Пророк Моше, максимально неконфликтный человек, выступил против фараона, подняв свой народ на Бунт. Значит, конфликты Торой иногда приветствуются! И раз так, то возникает вопрос: где проходит граница между тремя линиями поведения – выступить против бунтаря, пассивно поддержать бунтаря, самому стать бунтарем?
Вопросы, которые нам придется решить, выглядят так: почему конфликты возникают, как их предлагает решать Тора, в каких случаях надо участвовать в конфликте, в каких случаях этого участия надо решительно избежать? И еще: как относиться к чужим конфликтам – помогать участникам залечивать раны или подносить пулеметные ленты?
Все ответы на эти вопросы лежат в главной плоскости: почему люди начали строить Башню против Творца? Что их подвинуло на подвиг?
Но сначала – после установочного введения – краткая предварительная дискуссия[1] на тему "Мои конфликты:
– с начальством". Кто прав?
– с родными". Кто не прав?
– со своей совестью". Почему никто не прав?
– с государством". Почему все стороны правы?
Рассказ Торы о Вавилонской башне
О Вавилонском столпотворении рассказывается в разделе "Ноах". После описания Потопа, приводится список поколений, ведущих линии от трех сыновей патриарха Ноаха. После чего в главе 11 читаем:
"И был по всей земле один язык и одни и те же слова. И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в стране Шинар и поселились там. И сказали друг другу: давайте наделаем кирпичей и обожжем в огне. И стали у них кирпичи – вместо камней, а смола – вместо глины. И сказали: давайте выстроим себе город и башню вершиной до неба, и сделаем себе имя, чтобы не рассеялись мы по всей земле. И сошел Всевышний осмотреть город и башню, которые строили люди. И сказал Всевышний: они – один народ, и один язык у всех; и это лишь начало их дел. Теперь не будет для них ничего невозможного, чего бы они ни задумали сделать. Сойдем и перемешаем там их язык, чтобы никто не понимал речи другого. И рассеял их Всевышний оттуда по всей земле, и перестали они строить город. Поэтому назван он Бавелем (Вавилоном), ибо там перемешал (корень слова б-б-л) Всевышний язык всей земли и оттуда рассеял их Всевышний по всей земле".
Обратите внимание на странные фразы:
"Один язык и одни слова". Если про "один язык" почти все понятно, то что понимается под выражением "одни слова"? Разве это не тавтология? А если здесь есть особый смысл, то слово "один" не ставится во множественном числе: если слова, то уже не одни, а много, разве не так? (Наверное, если "одни слова" – то "других слов нет", тогда и у меня других слов нет, и у вас. Что здесь нового?)
"Двинулись с востока". Зачем нам об этом знать? Да хоть из-под земли!
"Нашли долину". Получается, что искали что-то особое. Что именно?
Зачем упор ставится на кирпичах и смоле?
Зачем они строили башню до неба? Других зодческих установок та цивилизация не ведала?
Впрочем, строители сами поясняют: "чтобы не рассеялись мы по всей земле". Но что в этом страшного? Например, мы, евреи, постоянно, рассеиваемся, – и ничего.
Как понимать слова Творца – "это лишь начало их дел"? Каких дел? И почему Всевышний вообще чего-то боялся?
Боялся, что "не будет для них ничего невозможного"? Мелочность не к лицу Создателю мира, согласны?
И что означает фраза "сойдем и перемешаем их язык"? Кто сойдет, сколько их будет сходить? Почему нельзя перемешать язык на месте, прямо с небес? И что означает – "перемешать язык"? Смесь подразумевает наличие нескольких ингредиентов, а тут один язык!
Он сказал "сойдем и перемешаем", затем сказано, что "рассеял". Получается, что таки сошел и они перестали друг друга понимать, и в силу этого разошлись. Как задумал – так и вышло. И что, с тех пор, народы мира так и не умеют понимать друг друга? А Объединенная Европа?
Вопросов множество, и многие из них названы тут только для "разжигания аппетита" к учебе. Но надо ответить на главные из них.
Чем обладали люди? Чем они хотели еще обладать (или от чего избавиться)? Почему то, чего они опасались, – именно это с ними и произошло? Вроде бы, не начни они строить свою злополучную башню, никто бы никуда не рассеялся, – зачем тогда вообще начали месить глину на кирпичи?
Или по-другому: почему люди начинают бунт? Против кого? Что хотят улучшить, от чего желают избавиться? Что получают в результате?
Прежде чем мы перейдем к поиску ответов, стоит провести мини-обсуждение на ту же тему: "Почему люди поднимают маленькие и большие восстания?" "Чем семейный бунт отличается от производственного?" А вот еще ракурс: иногда человек участвует сразу в нескольких революциях – одна в семье, другая – на работе, третья – в дачном кооперативе. Причем позиции этого участника прямо противоположны в разных конфликтах: то, что он защищает в одном месте, в другом является объектом его атаки. Вопрос: у участников нашего симпозиума таких мультислойных хронотопов в жизни не случалось?
Описание бунтов в Торе
1. Самый яркий бунт описан Торой в рассказе о Корахе, двоюродном брате пророка Моше (главы 15 и 16 книги Бемидбар). Об этом эпизоде еврейской истории см. в Приложениях.
Мотивы недовольства были самыми простыми: смотрите, евреи, нас ведет по пустыне Моше, безусловно выдающийся и умный человек. Но не кажется ли вам, что он узурпировал власть? И что среди нас есть более достойные личности? Те, что будут стараться не для себя, как Моше и его брат (левиты да священники, обложившие поборами основную массу народа), а – для вас!
Корах выступил под популистскими лозунгами. Первый вывод: призыв к переделу власти всегда сопровождается криками заботы о народе.
Расскажите о своих конфликтах на работе: в них обошлось без заявлений о пользе для участников, которых приглашают к участию в тихой войне, чиновничьих "подсидках", "аппаратных разборках"?
2. Бунт первых людей – Адама и Хавы. Они ничего не просили у Всевышнего. Они просто отведали то, что отведывать было запрещено. Почему они так поступили?
Мини-вопрос: пусть каждый из присутствующих честно ответит: как он вместе со своим мужем вел бы себя на месте Хавы и Адама? И почему? (Встречный вопрос: поскольку никто запрета не нарушил бы, получается, что наши участники – духовно выше первой пары людей, которым Всевышний "насадил райский сад". Согласны? Если нет, то почему Адам и Хава так низко пали? Это предварительное обсуждение.)
3. Плохое поведение служанки Агар. Смотрите, Адам и Хава были изгнаны из райского сада. Агар, служанка Сары, жены Авраама, которая сама же "дала" ее в жены Аврааму, в конце концов тоже изгоняется. И кем? Сарой!
Так или иначе, в обоих случаях (Адам с Хавой и Агар) – изгнанники! Ищем, что общего в обоих случаях в плоскости нарушений. Находим, что и там, и там герои выступили против "хозяина", за что и поплатились. Т.е. их "брали" для одной цели, они же эту цель извратили, ослушались.
Кораха, кстати, никто ни для какой цели "не брал". Может, поэтому он был не изгнан, а физически уничтожен? Интересный домысел: когда кого-то избирают для некоторой цели, а он, вместо выполнения задачи, поднимает бунт "на корабле", – его изгоняют. Но если он без приглашения начинает "мутить воду" – с ним поступают куда круче.
Что насчет поколения Вавилонской башни – их приглашали или они сами пришли? Ответьте, исходя из финала их судьбы.
4. Евреи тоже однажды выступили против Творца – почти как народы мира перед вавилонским рассеянием. Евреи создали идола, которому принялись поклоняться, пока Моше получал Тору на вершине горы. И их Всевышний решил убить! Если бы не защита Моше, то (не дай Б-г) так бы и случилось. После чего им было объявлено, что теперь они сорок лет будут ходить в границах одной и той же пустыни без обещанной "страны, текущей молоком и медом". Очевидный молитв рассеяния. Получается, их приглашали к выполнению какой-то функции – и они не справились, не согласились, отказались ее выполнять. Какую? (Это самый простой сегодня вопрос.)
5. Сын царя Давида, Авшалом, решил захватить власть, обеспечив себе царствование при живом отце. Не захватить при нем, а создать все условия для того, чтобы, как он умрет, быть провозглашенным преемником трона. Для этого он срочно набрал себе сторонников. И настолько он почувствовал свою силу, что, сколотив мощную группу, решил не дожидаться смерти царя, а помазать себя при его жизни. Давид был вынужден бежать. Сторонников у него практически не было. Так или иначе, из затеи Авшалома ничего не получилось. Он погиб в бою.
Погиб? Значит, Творец его не приглашал к выполнению каких-либо задач, от выполнения которых он отказался именно тем, что поднял восстание против царизма. Авшалом разделил судьбу Кораха.
Кстати, у всех бунтарей – разная и в то же время по-своему одинаковая судьба:
Адам и Хава – убежали, испуганные ангелом, стоящим у входа в рай. Заметьте, не у выхода, а именно у входа. Это значит, они и по сей день хотят вернуться.
Агар убежала в пустыню. И приготовилась умереть. Но ангел ее вернул. (Там не впускает, здесь возвращает.) Для этого она прошла очень трудный процесс – самоисправление.
Корах восстал – и погиб. Да еще как – его почти поглотила земля. Но не до конца поглотила: он по сей день продолжает висеть между поверхностью земли и преисподней. Корах под землей!
Авшалом погиб, повиснув на дереве. Над землей!
Народы мира разошлись по земле. По земле!
Моше, подняв, национальное (сепаратистское) восстание против фараона – вывел людей. Куда вывел? В страну Кенаан. В землю! (Правда, то было горизонтальный исход.)
Мотив земли. Уж не потому ли, что и она однажды ослушалась приказа своего Создателя? Кстати, где и когда? Написано, что, после того как Каин убил своего брата Эвеля (тоже своего рода бунт; догадывался, наверное, что убивать не стоит, тем не менее, провел эксперимент до конца), Всевышний произнес страшные слова:
"И сказал (Всевышний): что ты наделал? Голос крови твоего брата кричит ко Мне из-под земли. Ты же теперь проклят землей, которая, раскрыв свои уста, приняла кровь твоего брата из твоих рук. Когда станешь возделывать землю, больше не даст она тебе своей силы; отверженным скитальцем будешь на земле. И сказал Каин Всевышнему: невыносимо велик мой грех. Вот, изгоняешь меня сегодня с лица земли, буду я скрыт от Твоего лица и стану отверженным скитальцем на земле…"
Очевидное "рассеяние" одного человека, или, если хотите, изгнание (как с Агар). Мидраш (запись Устной Торы) говорит, что то было проклятие в адрес земли, которая могла не принять кровь Эвеля, т.е. помешать убийству, но приняла. (В те времена не только люди обладали свободой воли…)
Причины восстаний
Понятно, что причина любого мятежа или возмущения – попытка изменения сложившейся ситуации. Иногда просто не под силу жить дальше, как живешь.
Моше было не под силу видеть, как страдает его народ в египетской неволе. Сам Моше был обеспечен всем, воспитываясь в царском доме. Он мог получить трон фараона, поскольку был единственным наследником единственной дочери фараона.
Тем не менее, Моше пошел на конфликт с властью, убив одного из притеснителей. Вооруженное нападение на "представителя силовиков" уже в те времена квалифицировалось как самое страшное преступление. Поэтому Моше скрылся в эмиграции, где прекратил вообще любые действия по исправлению положения в Египте. Он не политический боец. Он не бунтарь по своей природе. И даже, призванный пойти в Египет и спасти своих братьев, он долго отказывался от миссии. Т.е., его не привлекал ни трон правителя Египта, ни роль вождя великого еврейского народа. Написано, что "Моше – самый скромный из людей". Поэтому, когда он возглавил выступление евреев против фараона, единственно, что им двигало – только забота о евреях. Вернее, забота о том, чтобы они стали народом, получившим Тору.
Его причина – люди. Поэтому он согласился ими руководить. Причина выступления Кораха – он сам. Поэтому он объявил своей причиной – благополучие людей, но видел себя исключительно в руководстве. Роль лидера для Моше – только средство, для Кораха – уже цель.
Совсем другие причины двигали людьми при возведении Башни. Они знали одно очень сильное правило, напрочь утраченное людьми современной нам цивилизации: если люди хотят удалиться от Творца, Он от них удаляется; если они хотят к нему приблизиться – Он к ним Сам приближается.
Почему они выступили против Творца? Да потому что, во-первых, Он дал им такую возможность, наделив свободой воли. А во-вторых, они не хотели зависеть от Него.
Только что, несколько поколений назад, человечество пережило катастрофу Потопа. Почему пришел на землю Потоп? Потому что люди нарушили законы Всевышнего. Их ни к чему не приглашали, они по доброй воле решили изменить свою природу. Занялись всеми видами сексуальных удовольствий – со всем, что видели. Максимальное сибаритство! Это даже не идолопоклонство, они не собирались объявлять себя идолами, которые требовали поклонения. Они уничтожили себя сами. И сознательно, повторяем, на это пошли.
Если Потоп был бунтом, то – без вызова. Однако настоящий бунт – это всегда вызов! Как у вавилонцев. Им не нужен был Творец. Им было нужно свое объединение!
Если в Потопе погибли индивидуалисты, одиночки, то в разные стороны из Вавилона отправились отряды, коллективы, общества. Так и написано – стали люди народами.
Был у них "один язык": максимальное взаимное понимание. Одни слова: лозунги и цели. И ведь похвалялись этим: не дадим себе рассеяться. Что для этого надо сделать? – Правильно, надо убрать причину рассеяния. Того, Кто рассеивает. Бога надо убрать! (Ну, чистый Ницше!)
"Двинувшись с востока" – со стороны входа в Храм. Во всех Храмах (в Переносном и двух Иерусалимских) вход располагался с востока. Идти с востока – идти правильным путем. Потому и пошли с востока: сами себя убеждали, что правильной дорой идут товарищи вавилонцы.
"Нашли долину в стране Шинар" – нашли место для Башни. Нашли – значит, искали, т.е. обсуждали, продумывали, планировали. Ничего спонтанного, все должно быть планово!
"И поселились там" – на этом построили свое объединение. На этом обосновали свою коллективную претензию на роль Всевышнего. Он – Один, а нас – Много, и это сильнее Одного! (Вы не находите во всем этом идеи социализма?)
Кирпичи и смола. Кирпичи – не природные камни, их делают. Материалом своего общества они выбрали нечто рукотворное, не природное. Поставить себе на службу произведения своих рук, ничего не брать от Всевышнего, – вот что они задумали. Единственно, что берется, – уже готовая смола, она природна, это асфальт, твердые фракции нефти. Но смотрите, даже то, что они берут от природы, – смола – идет на искусственный, созданный ими мир. Где в природе используется нефть? Что живое ею питается, на ней существует? – Нефть идет только на нужды технологического общества…
"Башня до неба". Вряд ли они собирались физически затеять войну с Творцом на небесах. Нет, они строили символ. Возводили лозунг. Создавали коллективную идеологию. То, что единственное их могло объединить.
На это Всевышний сказал: вы хотите подняться ко Мне. Зачем? Я Сам к вам опущусь! (Интересный мотив. Еще раньше Он сказал людям: "если станете искать Меня, то найдете". Теперь видим, что искать Его можно по разным поводам. Он найдется по любому!)
Почему Всевышний опасался "начала их дел"? – Он не опасался. Он знал, что дальнейшим их шагом (когда они якобы свергнут Всевышнего, снимут с себя все перед Ним обязательства) будет взаимное истребление. И тогда придется не топить людей, как при Потопе (ведь не зря же дано было обещание – потопов и прочих тотальных катаклизмов больше на землю не посылать), но придется спасать людей от самих себя. Вот Он и спас их – рассеяв, разорвав между ними все связи коммуникаций. Он не хуже им сделал, а лучше, потому что, если не изгнание – то самоубийство, другого исхода в восстании против Всевышнего (читай против своей человеческой задачи, своей природы, своего предназначения) не бывает.
Выводы
Чтобы знать, как вести себя во время бунта, восстания, смуты, карьерных войн и прочего, надо посмотреть, во имя чего разлад затеян. Надо только эти цели четко и честно перед самим собой проговорить.
Есть еще несколько знаков:
- Лозунги: если попахивает популизмом (мол, всем будет хорошо), то очень подозрительно.
- Состав участников: когда наблюдается подозрительное единение, то надо посмотреть, будет ли это единение продолжаться после того, как (представим себе) восстание закончится победой. Если участники объединились ради самого процесса борьбы – надо бежать из-под такой революции.
- Обещания: если тебя вербуют несанкционированным подарком (тебе будет особенно хорошо с нами, не как всем), знай – что тебя покупают, а значит, в 90 случаях из 100 – обманывают. Потому что электорату не может быть лучше, чем всем остальным. Он, электорат, и есть все остальные.
- Идти можно только за тем лидером, которому не хочется быть лидером. Как это выяснить? – Есть множество путей, каждый случай конкретен. Общее правило: идти можно только за Моше, нашим учителем! Чем меньше в вашем бунтаре пророка Моше – тем большей ошибкой будет ваше вступление в его отряд.
- Если против вас начались выступления, срочно выясняйте, не фараон ли вы! И если окажется, что фараон, то знайте, что от вашего сопротивления ничего не зависит. Всевышний рано или поздно ожесточит ваше сердце, вплоть до того момента, пока не сойдутся наверху воды моря Суф, не дай Бог!
- Но если вы не фараон, а против вас все равно "выступают", срочно проверьте, не ваша ли служанка Агар решила занять ваше место. И ведь не за место вы держитесь, верно? А за ту роль в еврейском народе, которая только вам и выпала. Не отдавайте своей роли, она не переложима на чужие плечи. Верно, Моше? Верно, Сара?
- Ну, а уж если вы все-таки ввязались в борьбу кого-то против каких-то, то есть еще одна проверка истинности, искренности и чистоты поступков. Внимательно посмотрите в себя, загляните внутрь: не поселилась ли там ненависть к врагам? Неправды в делах человека ровно столько, сколько внутри него живет ненависти. Это старое правило, которое мы учим из Торы.
[1] На симпозиуме в этом месте лекции, и в правду, проводилась краткая дискуссия.
Теги: Башня