Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О числе "три" в Торе

Отложить Отложено

Эпизоду, рассказывающему о нарушении первым человеком запрета есть плод с дерева Познания, посвящены в Торе первые семь стихов третьей главы книги Берешит. До нарушения человек обладал личным бессмертием, после нарушения стал смертен. Очевидно, что к нарушению Адам пришел в силу каких-то своих качеств. Каких?

Отметили мудрецы, что есть прямая связь между этим эпизодом и словами, приведенными в трактате Авот (4:21): "Зависть, страстное желание и честолюбие лишают человека жизни"[1].Вот этим-то качествам, проявленным участниками эпизода, Адам и обязан тем, что был изгнан из Ган-Эдена.

Чтобы обнаружить эту связь, обратимся к Талмуду (Санедрин 59), где сказано о замечании рава Йеуды бен Тейма: когда Адам жил в Ган-Эдене, ему прислуживали ангелы – кормили его и поили. Посмотрел на него Нахаш (ган-эденский змей) – и наполнился завистью.

Не устояла перед завистью и женщина, которая уговорила мужа поесть с запрещенного дерева: она полагала, что когда-то умрет, а ее бессмертный муж обзаведется другой женой[2]. Потому и сказано, что зависть выводит человека из мира.

То же самое со страстным желанием. Раши так и охарактеризовал поступок Нахаша: желание![3] А о женщине прямо сказано (Берешит 3:6): "И увидела она, что дерево (читай плод) – желание для глаз"[4].

С честолюбием еще проще. Как только люди услышали: "И будете, как Всевышний", – моментально согрешили[5].

Вывод: зависть, страсть и погоня за уважением лишают человека существования. Как случилось это с первым человеком – из-за этих трех вещей вкусившим смерть, – так случалось и с поколениями, шедшими за ним. Всех их подвел Нахаш.

* * *

Читаем в Мидраш-Раба о том, что Всевышний трижды приговаривал великана Ога, царя Башана, к смерти[6].

В первый раз, когда пришел сообщить Аврааму, что его племянник взят в плен. Руководила им надежда, что Авраам, бросившийся спасать Лота, погибнет и тогда он, Ог, возьмет себе Сару. За это ему полагалась смерть.

Во второй раз, когда Авраам справлял пир по случаю рождения Ицхака. Сказали ему люди: смотри, Ог, не ты ли вещал, что у Авраама не будет потомства от Сары? Ответил: вы кого имеете в виду? неужели этого (так он назвал Ицхака), да я его пальцем сотру. И снова накликал себе смерть.

В третий раз, когда Яаков, спустившийся к Йосефу в Египет, благословил фараона. Присутствовал при этом Ог. К нему обратился фараон: Ог, ты говорил, что не родится потомство у Авраама, но вот приходит ко мне сын его сына и с ним 70 душ! С этой минуты Ог возненавидел евреев (написано: "положил на них злой глаз", айн-ара, синоним зависти), за что и был приговорен к окончательному истреблению от рук потомков Яакова.

Перед нами все три выше указанные причины исхода человека из жизни. Первый эпизод: надежда заполучить Сару – необузданная страсть. Обещание растереть пальцем только что родившегося Ицхака – гордыня, или иначе – жажда признания если не заслуг, то силы. О последнем (ненависть через зависть) мы уже сказали.

* * *

Почему указанная троица убивает человека? Об этом есть любопытная агада в Гемаре (Кидушин 30). Трое участвуют в рождении человека: Всевышний, отец и мать. Творец дает душу, родители – тело. Душа (нешама) генерирует те качества, которых нет у животных. Негативным проявлением одного из таких качеств является стремление к почету, власти, славе[7]. Отец дает костную основу (знатоки биологии успокойтесь!), а мать – мягкие ткани. О костях сказано в Танахе (Мишлей 14:30): "Гниль костей – зависть"[8]. А мясо – оно и есть мясо. Т.е. желание вкусно жить, жрать, кайфовать[9].

Итак, если человек неправильно распоряжается материалом, полученным им от трех источников, он буквально ломает под собой фундамент существования.

Возможно, здесь кроется причина запрета Торой трех вещей для назира[10]: употреблять в пищу виноград и продукты из него, стричь волосы и приближаться к мертвым. Выполняя эти запреты, назир избегает проявления трех указанных качеств. Неухоженные волосы – лекарство против непомерных амбиций, отказ от виноградного вина – против потакания страстям; мысль о мертвых, к которым нельзя подходить, – против зависти.

* * *

А вот еще одна "тройка". Сказали мудрецы (Авот 2:11): "Злой глаз, ецер-ара и ненависть к людям выводят человека из мира", т.е. зависть, стремление к плохому и ненависть лишают жизни. Нами уже отмечено, что злой глаз ("у него есть, а у меня нет") – это и есть самое обычное проявление зависти. Ецер-ара, особый механизм, "встроенный в человека" (который чаще всего называется стремлением к плохому), как правило, проявляется именно в виде телесного желания, далекого от разумных потребностей тела[11].

Кроме зависти и желаний, тут сказано и о погоне за почетом, ибо ненависть к людям чаще всего выражается или по крайней мере начинается с осознания недостаточности того почета, который тебе оказывают другие.

* * *

И еще сказано (Авот 5:19): "Три качества у учеников злодея Билама[12]: злой глаз, дух высокомерия и алчность (сладострастие, погоня за мирскими наслаждениями)". И здесь – те же качества: зависть, гордыня и потакание своим желаниям.

Любопытно, что получаем прямую аналогию с другим высказыванием, уже из Талмуда (Эрувин 65): "Человек распознается по трем вещам: карману, стакану и гневу"[13]. Т.е., в том, как человек относится к деньгам и выпивке и каков он в гневе, видна его натура.

"Карман" – способность к зависти[14], "стакан" – к удовлетворению желаний. Что касается умения подавлять гнев или, наоборот, полной неспособности управлять собой, – в этом обнаруживается отношение человека к собственной персоне, т.е. к славе и прочим вещам, ибо погоня за почетом почти всегда происходит на фоне побега почета от человека: ты за ним, он от тебя, – и это не может не гневить. Скромный же человек, заметьте, потому и скромен, что никогда не гневается.

* * *

А теперь перефраз знаменитого стиха из Писаний (Йирмеяу 9:22): "Да не похваляется мудрый своей мудростью, сильный – своей силой, богач – своим богатством". Не бахвалься умом – чтобы не попасть в тенета гордыни[15], ведь мудрость и гордыня – друг друга исключают, поскольку сказано: "Кто мудр? Тот, кто учится у любого человека". Дальше: не бахвалься силой – чтобы не стать рабом желаний, поскольку сказано: "Кто герой? Тот, кто обуздал свое плохое начало (ецер-ара)". Не бахвалься богатством – чтобы не уступить зависти, поскольку сказано: "Кто богат? Тот, кто доволен своей долей"[16].

* * *

Подобно сказанному, находим мы три вещи в знаменитом предупреждении Торы в адрес царей (см. Дварим 17): чтобы ограничили число коней в своей конюшне – это против гордыни; чтобы знали предел в числе разрешенных им жен – это против погони за удовлетворением желаний; чтобы не гнались за золотом и серебром – это против зависти.

* * *

Еще одно место в Гемаре (Брахот 5): "Сказал рав Леви бар Хама со слов раби Шимона бен Лакиш: Пусть человек всегда борется с плохим началом[17]. Если победил – хорошо, если нет, то пусть займется Торой. Если победил – хорошо, если нет, то пусть читает молитву Шма-Исраэль. Если победил – хорошо, если нет, то пусть подумает (написано: вспомнит) о дне своей смерти".

Возникает вопрос: зачем нужна поэтапность, почему бы не сразу вспомнить о смерти? Причина – в тех же трех вещах, что выводят человека из мира.

Не хочешь грешить – борись со своим плохим началом. Не получилось – займись Торой, ибо это лучшее средство против зависти[18].

А молитва Шма-Исраэль – против необузданных желаний. Откуда это следует? Отметили наши мудрецы, что заповедь читать Шма-Исраэль часто сопряжена для нашего народа с готовностью лишиться жизни, но не предать Тору. Желание жить – самое большое в арсенале человеческих желаний, удовольствий и наслаждений. Самопожертвование в исполнении заповедей искореняет из нашей природы погоню за удовольствиями.

А совет помнить о дне смерти – исправляет болезненное тщеславие. На эту тему читаем у мудрецов (Авот 4:4): "Будь очень и очень смирен, ибо конец человека – тлен".

* * *

Впрочем, в Гемаре отмечено мнение, согласно которому, все наоборот: из осознания конечности существования человек скорее придет к необходимости спешно удовлетворять все свои желания, чтобы, как говорится, "накушаться при жизни" (по-русски говорят: живем однова)[19]. А потому лекарства (учение Торы, Шма-Исраэль, думы о смерти), предложенные против трех вещей, выводящих человека из мира, надо расположить в другом порядке.

* * *

В том же Шма-Исраэль говорится: "Возлюби Всевышнего, твоего Б‑га, всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим умением (имуществом, как говорят комментаторы)".

Всем сердцем – здесь дан намек на желания[20].

Всей душой – намек на тщеславие[21].

Всем имуществом – намек на зависть.

* * *

И последнее. Три страшных преступления знает Тора, которые нельзя простить, даже если человеку, их совершивших, угрожали смертью. Они тоже связаны с нашей темой: высокомерие подобно поклонению идолам, зависть толкает к убийству, а ублажение страстей сродни прелюбодеянию. Во всех этих связках первое (не дай Б‑г) может привести ко второму.

 Адаптация по книге "Кэрем хэмед" раби Йеуды Лейба Рабиновича,

пересказавшего уроки своего учителя, раби из Чебани [22]

* * *

А теперь небольшая интеллектуальная игра.

Проведите аналогии между тремя выше приведенными качествами и:

– тремя еврейскими праздниками (Песах, Шавуот и Сукот),

– тремя нашими праотцами (Авраам, Ицхак и Яаков),

– тремя дарами, полученными евреями в пустыне Синай от Всевышнего (облака славы, ман и колодец),

– тремя ангелами, посетившими Авраама на третий день после его обрезания.

 


 

[1] Точный перевод: "Зависть, желание и (погоня за) уважением выводят человека из мира".

 

[2] Это и зависть, и ревность. Зависть к чужому бессмертию (отберем его у него), и ревность к мужу (будет у него другая жена). Недаром, на иврите и то и другое описывается одним словом – кин`а. Кстати, скажите, что общего у зависти с ревностью, если их рассматривать в самом обычном, житейском плане?

 

[3] Возжелал Хаву, жену Адама.

 

[4] Обратите внимание, не сказано: тот плод желанен для глаз, – а именно желание. Чтобы не было кривотолков в трактовке.

 

[5] Что касается змея, то не о нем ли сказано, что был он умнее всех зверей в Ган-Эдене. А раз так, то и соблазнился на звание венца природы, для чего надо было настоящий венец низвергнуть. (Это наше замечание. Придумаете свое – сообщите нам.)

 

[6] Почему, приговорив, Он не убивал преступника на месте – этот вопрос вне обсуждения, ибо мы заняты другой темой. Хотя почему бы не обсудить на уроке? Подсказка: возможно, по той же причине, по которой не был уничтожен фараон после первых своих "отказов" отпустить евреев.

 

[7] В зоосообществах желание встать во главе стаи или стада диктуется ни чем иным, как прагматическим стремлением к сытной и по-звериному "обеспеченной" жизни.

 

[8] Мы-то раньше полагали, что здесь говорится о том, что итог зависти – смерть: чего завидовать другим, когда у всех один конец – на погосте. Оказывается, верно и непрямое прочтение: зависть исходит из самой основы (скелета): подгнила твоя основа (мировосприятие) – появилась зависть. Она продукт внутреннего гнилья.

 

[9] Одна из позволительных трактовок говорит нам, что мужское начало в человеке – твердость и решительность. Дух соревнования держится на сравнении того, что имеешь, и того, что можешь иметь. В негативе – это зависть. В то время как женское начало – мягкость, что оборачивается в позитиве уступчивостью, но грозит обернуться самолюбованием, а отсюда недалеко до неумения сдерживать голос инстинкта, страстей и желаний. (Р.П.)

 

[10] Назир – человек, посвященный Творцу. Постоянно или на время.

 

[11] Чувство голода необходимо для выживания, но страсть к обжорству – это как паразит, на данном чувстве произрастающий. Без первого не выжить, со вторым надо бороться, чтобы самому не быть пожрану.

 

[12] Того самого, что по заказу царя Балака пытался проклясть евреев. Он же – участник единственного в истории человечества диалога с ослицей.

 

[13] На иврите последние три слова родственны даже по звучанию: кис – кос – каас.

 

[14] Ср. в Танахе (Коэлет 4:4): "Видел я, что любое занятие (работой)… – от взаимной зависти".

 

[15] В Талмуде читаем (Кидушин 49): "Скромность в Торе – это и есть (настоящая) гордость".

 

[16] Это старая тема: почему иудаизм требует от евреев безучастного смирения, когда человек – что ни получит, всему рад? Вопрос некорректен, т.к. не всякое смирение безучастно и безынициативно. Все, что ты имеешь, – действительно от Всевышнего. И это надо принять с кротостью и радостью. Но кто сказал, что при этом надо сидеть и ничего не делать? Может быть, Творец, дав тебе нечто, хочет, чтобы ты, наоборот, проявил инициативу и попытался добиться большего. Только – без ропота и жалоб на несправедливость…

 

[17] Отсчитывается перед собой в своих делах. Высказывание комментирует стих из Псалмов (Теилим 4:5): "Бойтесь и не грешите…" Бойтесь – в смысле содрогайтесь, пытайтесь избежать победы греха над вами. Мудрецы дают совет – как пытаться.

 

[18] Талмуд (Бава Батра 21): "Зависть между книжниками приводит к увеличению мудрости".

 

[19] У пророка о подобных людях сказано (Йешаяу 22:13): "Будем есть и пить, ведь завтра умрем".

 

[20] Раши на стих Торы (Бемидбар 15:39): "Глаз видит, а сердце хочет".

 

[21] Нешама – неживотная часть души, она есть только у человека. Об этом мы говорили выше: у животных нет такой слабости, как погоня за уважением.

 

[22] Город в Австро-Венгрии.

Теги: То-сё