Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
История про раби Хаима из Бриска. Мне не пришлось рассказывать ее на своих уроках в теле-серии "Еврейское поведение". Но только потому, что пока не успел. Время придет – расскажу (б/н).
В Воложинскую ешиву часто наезжали инспектора с проверками. Так было каждый год, пока ешиву не закрыли по ложному доносу. Почему ешива продержалась много лет, если целью инспекций было именно ее закрытие? Да потому что высокие чиновники каждый раз получали немалые взятки и, довольные, отбывали обратно в Санкт-Петербург.
И вот однажды передают раби Хаиму, руководителю ешивы, что на этот раз едет к ним новый чиновник, о котором известно, что он взяток не берет. Совсем не берет – и на этом сделал себе карьеру. Неподкупный, как на Волге утес.
"Не может быть, – сказал раби Хаим. – Нет такого чиновника в России, который взяток не берет".
На это ему рассказали знающие люди, что сей недавно назначенный статский генерал, или как их там величали, уже несколько раз ездил на Северный Кавказ и в Среднюю Азию и позакрывал там кучу медресе и языческих капищ. От всех взяток отказался – ничего его не проняло.
На это раби Хаим заявил, что знает, как дать генералу взятку, пусть не беспокоятся.
И вот, когда высокий посланник прибыл в город, пришел к нему на прием раби Хаим. Но как пришел! Надев на себя две шубы и огромную меховую шапку – из тех, что носят крестьяне, а не из тех, что носят по субботам хасиды. (Вы видели штраймл с наушниками на тесемках?)
И ничего бы в этом не было странного, если б на дворе не стоял жаркий месяц тамуз.
Генерал удивился. А раби Хаим объяснил, что ночью к нему во сне, вроде бы, пришла его мама, которая сказала: "Сынок, сегодня повалит густой снег и будет холодно, поэтому, выходя из дому, хорошенько оденься". – Ну, я и оделся.
Рассмеялся генерал, выслушав очередную еврейскую глупость, и сказал, что в тамузе (или как по-русски называется этот месяц) снега не бывает. Вообще!
Раби Хаим с сомнением пожал плечами. Сказал, что у него нет оснований не верить своей покойной матери, и он готов поспорить на любую сумму – скажем, на пятьсот царских рублей – что уже к вечеру вся окрестность будет завалена высокими сугробами.
И они заключили пари.
Кончилось тем, что снег к вечеру почему-то не выпал. Генерал выиграл пари, получил деньги. Пробыл в городе еще два дня и, продолжая посмеиваться над раввинами-лохами, уехал к себе в Северную Пальмиру.
Почему-то ешиву на этот раз тоже не закрыли.
Теги: Мудрецы