Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали мудрецы: «Качество щедрости зависит от привычки, ибо человек не называется щедрым, пока не привыкнет давать по своим возможностям в любое время и в любой час.»»Орхот цадиким. Щедрость

Спасибо Саре, нашей праматери

Отложить Отложено

 

<Совершенно неуместный пост, поскольку написан на тему Сары, а не Песаха, к которому ныне готовимся. – Но, извините, я не смог удержаться, найдя в своем архиве этот текст. Уж больно он мне по сердцу[1].>

 В разделе "Хайе-Сара" нет ни слова из биографии нашей праматери. Всего лишь одна фраза, самая первая – о том, сколько она прожила. Однако сама структура фразы говорит о том, что Сара была полной праведницей. Такой вывод делает Устная Тора.

Другими словами, Сара ни разу в жизни не совершила ни одной ошибки, ни одного проступка[2].

Что мы отсюда учим? Мы отсюда учим, что мы с вами тоже могли бы не совершить за всю свою жизнь ни одной ошибки. (Сильный вывод, нет?))

Короче, аргумент "мы не ангелы" не принимается – потому что и Сара не была ангелом. Т.е. у нее были все возможности ошибиться, но она не ошиблась. Поэтому Всевышний и сказал Аврааму (Берешит 21:12): "Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голос".

А теперь вы можете мне возразить (я разрешаю): Саре легче было не ошибаться, потому что она была пророчицей.

На это можно ответить:

(1) и пророки ошибались в своей личной жизни (например, Авраам, Моше);

(2) пророчество всегда касается других людей, но не пророка в его личном выборе[3].

Итак, Сара была полной праведницей благодаря своим заслугам, а не уникальным качествам, полученным ею с неба. Т.е. она была человеком, которого тоже смущает йецер-ара (соблазнитель) и у которого полно посторонних желаний, мешающих сделать правильный выбор. Она была как мы с вами! А следовательно, и мы могли бы находиться на таком же высоком уровне.

Поэтому на личном суде каждого из нас (после 120 лет) судьями не будет принят наш последний аргумент: "я не ангел".

Человеку будет сказано: это не оправдание, ибо Сара доказала, что можно быть не ангелом и в то же время находиться на самом высоком уровне.

С чем мы сами себя и поздравляем – а также говорим Саре, нашей праматери: спасибо

Спасибо за то, что ты лишила нас последнего аргумента, который мог бы нас спасти.
Т.е. не будь Сара праведницей – мы бы получили менее строгое наказание за свои проступки.

** **

И как теперь к ней относиться?

А так и относиться – брать с нее пример, пока мы живы. Что лучше: жить в неведении и ждать мягкого, щадящего приговора на Суде (по принципу "ну, что взять с ребенка?")? Или жить, обладая полным знанием, и при этом нести максимальную ответственность за свои поступки?

 


 

[1] Впрочем, я не уверен, что ни разу его нигде не вывешивал. Пойди теперь проверь, если в блоге на Толдот нет удобного архива. (Жалоба!))

 

[2] Есть комментаторы, которые указывают на несколько ошибок Сары (Рамбан и др.). Но большинство мудрецов с ними не согласны.

 

[3] См. историю с пророком Йоной. Кстати, об этом сказал Всевышний пророку Моше (попросившему у Него показать Себя): "Не может человек увидеть Меня перед собой – и остаться в живых" (Шмот 33:20). Т.е. никто, даже пророк, не может изначально увидеть финал той ситуации, в которой ему надо сделать личный выбор. Если бы он этот финал видел – он стал бы ангелом, т.е. перестал бы жить как человек.

Теги: Тора, Сара, Праотцы