Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний разрешает лгать?

Темы: Ахав, Танах, Пророки, Ложь, Загробный мир, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Всевышний сказал нам в Торе: «От лжи отдаляйся» (Шмот 23:7). Об этом спорили ученики Шамая и Илеля: первые утверждали, что любая ложь недопустима, вторые возражали: если есть необходимость в поддержании, например, мира между супругами, то ложь (если нет другого способа) даже приветствуется. Наши мудрецы заключают, что разрешено сказать неправду по трем основным причинам. А именно: ради сохранения мира, из личной скромности (например, скрыть свои познания в Торе, если они не могут в данный момент принести пользу, скажем, когда об этом спрашивают из праздного интереса), и во избежание сплетен (когда кто-то не в меру любопытен в вопросах личной жизни другого).

Одним из оснований для разрешения сказать неправду мудрецы считают слова Всевышнего, обращенные к Аврааму (после того, как Сара усомнилась в своей способности забеременеть): «Почему Сара говорит, что она уже не может рожать?». Творец указывает Аврааму на спорный момент в мировоззрении супруги, деликатно умалчивая о том, что на самом деле она, думая об этом, добавила «и муж мой уже стар». Следовательно, для поддержания мира между супругами разрешено говорить неправду. А мы делаем еще один удивительный вывод: полуправда — та же ложь.

Обсуждая приведенную Вами историю, следует сразу вспомнить слова комментария Мецудот: это аллегорическое описание того, что происходило в духовных мирах, изложенное так, чтобы люди могли понять. Но мы можем извлечь оттуда важный урок: лжец глубоко противен Творцу. Даже в том случае, когда по расчетам Всевышнего нужно было, чтобы кто-то убедил царя-злодея отправиться на гибельную для него войну, дух Навота, с готовностью вызвавшийся выполнить это поручение, был тут же отправлен «на задание»… но со словами — «выйди от Меня». Здесь содержится намёк на то, что его готовность ко лжи лишила его права созерцать Лик Шхины (Б-жественное Присутствие). Таким образом, Всевышний помещает злодеев, намеревающихся совершить преступление, туда, где по Его расчетам это должно быть совершено, но злодей не награждается за преступление, которое совершает по собственному выбору…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его