Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А про габая и про других людей, который взыскивают и распределяют милостыню, сказано: «А дающие заслугу многим — как звезды». А если бедняки говорят нехорошее о габае, ему не следует обращать на это внимания, поскольку это лишь увеличивает его награду.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?

Темы: Моше, Йеошуа бин Нун, Дарование Торы, Изучение Торы, Овадья Климовский, Заслуги

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Не касаясь того, насколько справедливо утверждение, будто Пинхас и Отниэль знали больше, чем Йеошуа: существуют и другие факторы, благодаря которым человек становится руководителем народа, главой ешивы и т.д.

Прежде всего, хотя, возможно, это и общеизвестно, для порядка отметим: назначение Йеошуа было по слову Всевышнего, как сказано: «А ты возьми Йеошуа…» (Бемидбар 27:18), поэтому обсуждению не подлежало. Но нам не возбраняется попытаться понять, чем же именно отличался Йеошуа от остальных мудрецов и праведников своего поколения.

Ответ мы найдем в тексте Торы, которая свидетельствует: Йеошуа никогда не отлучался из шатра учения. Предание говорит, что он не только слышал больше уроков Моше, чем кто-либо другой, присутствуя на каждом повторении (которые Моше проводил для Аарона, его сыновей, старейшин и всего народа), но и помогал, образно выражаясь, «расставлять скамейки», то есть подготавливал место для учебы. И об этом говорят мудрецы (в частности, имея в виду и назначение Йеошуа преемником Моше): «Величественней прислуживание Торе (шимуш), чем ее изучение» (Брахот 7б).

У этого «прислуживания» два значения: буквальное — подать, принести, позаботиться об учителе или о том, что нужно для урока. Маарша добавляет (там же), что ученик, постоянно прислуживая учителю, учится у него не только теории, но и практическому исполнению Закона. Сегодня словом шимуш называют последний этап обучения на раввина, когда, например, ученик подле практикующего раввина наблюдает за тем, как тот отвечает на вопросы. И если этот, второй аспект, понятен — передача Торы происходит не только в виде теории, но и на практике (автор респонсов Мишне Алахот пишет, что Йеошуа узнал от Моше все тонкости Устной Традиции, передававшейся затем из поколения в поколение; это тоже называется шимуш), то первый требует объяснения. Какое отношение человек, таскающий книги и стулья, имеет к передаче Торы? Можно сказать, что его преданность, граничащая с самоотверженностью (вспомним, как Йеошуа ждал Моше возле горы Синай все сорок дней, причем он, в отличие от учителя, не поднимался на уровень ангелов, т.е. не переставал в это время нуждаться в пище и воде), открывает для него Тору, так как Тора — это не просто набор знаний, это — сама жизнь еврея.

В трактате Брахот (117) сказано, что даже ученый человек, не прошедший шимуш у мудреца, приравнивается к неучу. И мы находим множество примеров того, как мудрецы старались только узнать не только теорию, но и увидеть жизнь своих учителей в деталях. (Стоит заметить, однако, что без усердного изучения Торы и «получения» ее у учителя, прислуживание, безусловно, наделяя человека большими заслугами, все же не даст ему возможности стать мудрецом Торы).

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше