Темы: Пророчество, Яаков, Значение слов в Торе, Овадья Климовский, Союз с Б-гом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов
Здравствуйте, уважаемый Андрей!
Вы правы, союз с Б-гом нерушим, и об этом неоднократно говорится у пророков. В Торе находим это в книге Ваикра — даже в тяжелейшем изгнании, когда Всевышний гневается на Свой народ, Он не покинет его, как сказано: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их» (Ваикра 26:44). Слова «Не оставлю, пока не сделаю» по мнению большинства комментаторов относятся к самому Яакову, и означают: Всевышний не оставит его, пока не приведет обратно в Землю Израиля и не выполнит все, что обещал Аврааму, Ицхаку и ему самому — что его потомки унаследуют эту землю и будут жить на ней в мире и безопасности. Таким образом, Яаков получил обещание, что лично его Всевышний не покинет в течение всей его жизни.
Интересно замечание Радака (раби Давида Кимхи), который именно в этом стихе усматривает обещание не покидать и всех потомков Яакова. А рав Хаим Палтиэль, один из комментаторов эпохи раннего средневековья, задал Ваш вопрос и ответил просто — бывает такое «до» (буквально там написано «до того, как Я сделаю»), которое не предполагает прекращения того действия или состояния, о котором шла речь, как например: «А милость Г-сподня до века (т.е. во веки веков) над боящимися Его…» (Тэилим, 103:17). И там, разумеется, слово «до» (עד, так на иврите звучит «навеки» — ад олам) используется не как показатель ограничения. Так и здесь: Яакову было обещано, что Всевышний никогда не покинет его и его потомков. А Сфорно напрямую связывает приведенный стих из Ваикра с нашим отрывком. Получается, что обещание не оставлять еврейский народ даже в случае, если придется его строго наказывать, было дано еще Яакову персонально.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Натан Агрес
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.