Темы: Потомство, Египет, Яаков, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил
Шалом, уважаемый Михаил,
Действительно, Раши объясняет, что в число «семидесяти душ» входит Йохевед, «родившаяся между стен». Тора упоминает о ней также в главе Пинхас (Бэмидбар 26:59), называя ее женой Амрама и дочерью Леви.
Комментарий Перуш Йонатан объясняет[1]: в тот самый момент, когда семья Яакова вошла в Египет и оказалась меж стен города, родилась Йохевед. То есть «меж стен» в самом прямом смысле. В те времена города обносились стенами — они защищали город.
Вы спрашиваете, почему женщина упоминается наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова, ведь в этом списке пришедших в Египет отмечены именно мужчины?
Кстати, есть и еще одна женщина в списке. Это Сэрах, которая упоминается среди детей Ашера[2]. Как видите, среди «семидесяти душ» названы две женщины. Возможно, Тора упоминает только их, потому что напрямую исключает из этого списка жён сыновей Яакова, как сказано[3]: «…КРОМЕ ЖЕН сыновей Яакова…» — нам сообщают, что жены в списке не учтены.
Но, с другой стороны, возникает логичный вопрос: неужели у сыновей Яакова не было дочерей, кроме них? А только сыновья, упоминаемые в списке?
Этот вопрос задает рав Нафтали-Цви-Йеуда Берлин[4] в своем комментарии на Тору Аамек Давар[5]. И отвечает: конечно же, и у сыновей Яакова, и у самого Яакова родилось еще много дочерей[6]. Но среди «семидесяти душ, пришедших в Египет» упоминаются лишь те, кто сыграл выдающуюся роль в развитии еврейского народа. То есть, те, кто представляет собой духовные корни нашего народа. Нацив сравнивает их с ангелами семидесяти народов мира.
Кроме сказанного: конечно же, роль Йохевед трудно переоценить. Ведь она была матерью Моше, Аарона и Мирьям, которых Всевышний избрал, чтобы вывести евреев из египетского рабства!
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Бэрейшит 46:27.
[2] Бэрейшит 46:17.
[3] В 46:27.
[4] Нацив из Воложина. См. тут о его сыне, р. Хаиме Берлине.
[5] Бэрейшит 46:7.
[6] О самом Яакове — это можно понять и из самой Торы, см. Берешит 37:35.
Рав Натан Агрес
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его