Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сцена боя между ангелом Эсава и нашим праотцем Яаковом. Написано (Берешит 32:28): "И сказал ему: Как твое имя? И сказал: Яаков".
Много вы знаете комментариев на этот стих? А ведь он сообщает нам нечто несомненно важное. – Откуда мы знаем, что стих нам что-то сообщает? – Да из того, что он, посмотрите сами, явно лишний. А значит, как бы обращается к нам, говоря: растолкуйте меня. (Ведь Тора лишних слов не пишет, верно?)
Попробуем его, на самом деле, убрать из текста. Получится такая картина. Яков объявляет своему ночному противнику: "Не отпущу тебя, пока не благословишь меня". Тот покорно говорит: "Отныне будешь называться не Яаковом, а Исраэлем, ибо ты боролся с ангелами и людьми и победил", после чего благословляет его.
Как видим и без 28-го стиха все понятно. А вот то, что дальше уже Яаков спрашивает у ангела, как того зовут (30-ый стих), – это как раз текстуально оправдано, поскольку Яаков действительно не знал его имени. (Зачем оно ему – другое дело.) В то время как ангел прекрасно знал, как зовут Яакова! Зачем тогда спросил?
О, в этом и вопрос.
Мы видим, что ангел спрашивает то, что знает. Может, проверяет, не забыл ли Яаков свое имя? Не смешите меня. Такое можно встретить только в психоделических детективах, – но не в нашей Торе. Ангел во всем осведомлен – и в то же время почему-то не может не спросить. Почему?
Смотрите, чей он ангел? Понятно чей – Эсава. Может, в этом вся отгадка? Эсав любит задавать бесполезные вопросы. По-другому он не научен. У него такая инструкция – спрашивать у клиентов паспортные данные, даже если эти клиенты – его близкие родственники или соседи.
Вы говорите, в этом нет смысла. Так Тора об этом и сообщает: Эсав склонен заниматься бессмысленным трудом. Почему? Потому что на осмысленный и полезный труд не способен.
Допустим, вы пришли на прием к чиновнику. Такое с вами бывает? Чиновник внимательно смотрит в вашу анкету, паспорт, пропуск. Сверяет вашу фотографию с вашим лицом. Долго сверяет. Потом спрашивает: "фамилия?" Он ее видит в документе, но все равно спрашивает, не может не спросить. Ибо такова инструкция, составленная другими чиновниками.
Вы отвечаете. Он спрашивает: "имя?" И так до конца анкеты.
В этом природа Эсава – делать все по установленному порядку, даже если никакой пользы в таком действии нет. Более того, цель и смысл жизни Эсава – в том, чтобы не делать ничего полезного.
Расселившись по Европе, эсавы внедрились в среду Яфета, человека активного и по своему творческого. Ярче всего эсавы заметны именно в учреждениях и госструктурах. Не с такими ли эсавами-чиновниками евреи имели дело в Совроссии, когда оформляли документы на ПМЖ в Израиль?
И каков наш вывод? Поскольку Эсав не может не задать нам бесполезный вопрос, воспримем это как данность, как явление природы, ветер на дороге. Не будем ему ни хамить, ни грубить, ни спрашивать, зачем ему, нашему соседу по улице, Василию Ивановичу, спрашивать у нас, как наше имя, если он отлично знает, что мы – семья Крейчманов с Малой Масловки, дом четыре.
Тихо и мирно ответим: Крейчманы. Как сказал наш праотец ангелу своего брата: Яаков я, Яаков.
Теги: Хидуш, Недельный раздел