Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дающий тысячу золотых сразу тому, кому следует давать, не так щедр, как тот, кто тысячу золотых раздает не сразу, а тысячу раз, и каждый золотой уместно.»Орхот цадиким. Щедрость

Раввин в соломенной шляпе

Отложить Отложено

Анализ любого стиха в Танахе не может не доставить удовольствия. Читаешь – и, вроде, все понятно. Более того, мысль проста и очевидна. А потом задаешь вопрос – и тут же "понятность" рассыпается, как рисовый домик. И моментально налетают другие вопросы – так, что стоишь на погорелье и удивляешься: что тебе тут раньше было понятно?

Простой пример. Написано (Мишлей 9:8): "Аль тохах лец, Не делай замечания злодею [нарушителю; сказано – несерьезному, лец], чтобы он тебя не возненавидел. Делай замечание мудрому, чтобы он тебя полюбил".

Вы не находите? – вполне очевидно. К дуракам не пристаем, все равно толку не будет. Но вот с умными людьми, такими, как мы с вами, можно поговорить – и наставить их на путь истинный.

Как бы не так! В Хумаше прямо сказано (Ваикра 19:17): "Охиах тохиах эт амитэха, Обязательно делай замечания ближнему"? Обязательно! Мудрецы сказали: "даже сто раз" – пока не исправится.

И не смотри на то, глупец он или нобелевский лауреат. Всех поучай, всех наставляй, а то "понесешь за него грех", как написано в продолжении того же стиха.

Так что, Мишлей противоречат Хумашу, это факт. Да и сам совет отличать плохих от хороших выглядит очень странно. Судите сами: не одергивай нарушителя – а то он тебя невзлюбит! Да какое мне дело, полюбит он меня или нет! Пусть хоть мхом от ненависти покроется. Хоть развалится в припадке вражды и отвращения. Нам приказано его осаживать – хоть сто раз – и он от нас не отвертится.

С другой стороны, сказано, что мудрецу наставления делай – если он ошибся или собирается совершить ошибку. Почему делай? Да потому что тогда он тебя полюбит.

Вот, всю жизнь мечтали! А если не полюбит, то что, небо обвалится? Не каждый мудрый человек готов нас любить, когда мы его тычем – как котенка в несанкционированную лужу на ковре. Кто сказал, что любовь –  примета мудрости?

Короче, противоречие налицо. Святой Ашла его решает так (и нам его решение кажется единственно возможным, т.е., скорее всего, оно представляет собой замысел Автора книги Мишлей).

Если хочешь сделать замечание другому человеку, не говори ему: так-то и так-то ты плохо поступил, настолько ты плох. Ибо в противном случае он тебя возненавидит – и не послушает тебя (т.е. не исправится, а ведь только это и является целью нашего замечания, верно?). Об этом говорит наш стих: "не наставляй плохого".

Не говори ему с унижением: ты плохой. Но, наоборот, скажите ему: ты умен, а поэтому не к лицу тебе, умному человеку, так поступать. Это и называется: делай замечание мудрому. Т.е., решившись на упрек, сделай его мудрым в твоих глазах, – и он тебя полюбит и услышит, приняв замечание.

Как видим, стих в Мишлей имеет в виду не двух людей – плохого и хорошего, глупого и мудрого. Это один и тот же еврей. Обидишь его, назвав плохим, он не исправится. Поддержишь его, назвав умницей – он тебе еще и благодарен будет за замечание.

Кстати, так поступил наш учитель Моше, который, прежде чем начать свои упреки в адрес народа, сказал ему (Дварим 1:13): "Возьмите себе мудрых, разумных и знающих мужей – и я поставлю их во главе вас". – Т.е. он указал, что еврейский народ мудр. И никто против этого не возражал, даже по сию пору, даже мы с вами.

** **

Об этом говорилось на уроке ТиВи сайта Толдот в последний понедельник, в рамках цикла уроков "Еврейское поведение". Урок назывался "Наставление – как заповедь".

Следующий урок – на следующей неделе (сБп). Тема – "Уступай людям".

** **

История-иллюстрация с последнего урока.

Один руководитель ешивы завел себе обычай ходить по городу в соломенной шляпе. Это было странно. Хазон-Иш считал, что так уважаемые люди-раввины вести себя не должны. Но как сделать замечание?

И он решил сделать его намеком. Встретил и сказал:

"Вот, я посмотрел на твою шляпу и вспомнил закон про ущербы. Известно, что если корова съест что-нибудь в общественном месте, ее хозяин свободен от платы хозяину съеденного, ибо такова природа коров – съедать то, что годится им в еду, тем более там, где им разрешено находиться. Но если корова сделала несвойственное ей дело (например, рогами сбросила развешенное на веревках белье), то ее владелец платит половину ущерба – ибо это странность (обычно коровы не бодают белье). Так вот, мой вопрос: что делать с твоей шляпой? Если ее съест коза – обязан ли платить ее владелец? С одной стороны, это для нее еда – солома, потому что такова природа козы. С другой стороны, перед нами очевидная странность, поскольку большинство раввинов в таких шляпах не ходят. Короче, у меня есть вопрос, но нет на него ответа".

Тот понял намек – и перестал ходить в соломенной шляпе. 

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел