Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Обида, Пинхас, Зелиг Плискин, Власть, Отношения между людьми
ТЕСНИ МИДЬЯНИТЯН И РАЗИ, ИБО НАВЛЕКЛИ НА ВАС БЕДУ, КОГДА СОБЛАЗНИЛИ ВАС ПЕОРОМ И КОЗБИ, ДОЧЕРЬЮ КНЯЗЯ МИДЬЯНА (Бемидбар, 25:17, 18)
Мидраш отмечает: заповедь предписывает наказать мидьянитян, которые ввели в грех еврейский народ, но запрещено ненавидеть египтян — хотя те пытались уничтожить народ Израиля. Отсюда мудрецы делают вывод: побудить кого-то согрешить — хуже, чем его убить.
Реб Йона Эммануэль из Иерусалима рассказывает: «В Тиша б»ав тысяча девятьсот сорок четвертого года в концлагере Берген-Бельзен никому не дали еды, ни маленьким детям, ни больным, ни престарелым. Несмотря на жестокий указ, моя мать готовила кашу для моей маленькой сестры Батьи трех с половиной лет. Двое капо (евреев, лагерных надзирателей) поймали ее и привели на суд. Суд устроили в пятницу вечером, в шабат Нехама («шабат утешения» — после Тиша б»ав). В Берген-Бельзене капо устраивали суды, где обвиняемый являлся своим адвокатом и выступал в свою защиту.
Суд был очень коротким, и наказанием было лишение еды на два дня. Моя мать отказалась от права выступать и ничего не стала говорить. Я спросил ее, почему она не спорила и не сказала, что в тот день не было еды, и она не могла заставить голодать маленького ребенка, ведь скажи она об этих обстоятельствах, они могли бы дать ей более легкое наказание.
— Уже был шабат, — ответила мать, — а каждое слово записывал еврей. Поэтому я молчала. Лучше ходить голодной, чем заставить другого еврея нарушать шабат (Ликвод шабат).
В ешиве, синагоге и других религиозных организациях важно, чтобы все чувствовали себя хорошо. Создав кому-нибудь неудобство, вы можете побудить человека покинуть место, которое способствует его духовному подъему.
И МОШЕ ОБРАТИЛСЯ К БОГУ И СКАЗАЛ: ПУСТЬ БОГ, БОГ ДУХОВ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, НАЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЩИНОЙ (Бемидбар, 27:15,16)
Когда пришла пора умирать, Моше попросил Бога назначить нового лидера. Раши цитирует Сифре, объясняя, что Тора хочет подчеркнуть достоинство Моше. Он собирался покидать этот мир, но думал при этом о благе общины.
ПУСТЬ БОГ, БОГ ДУХОВ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, НАЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЩИНОЙ (Бемидбар, 27:16)
Перед смертью Моше сказал Богу: «Ты знаешь, что ум одного — не ум другого. Назначь руководителя общины, который мог бы говорить с каждым, согласно его пониманию» (Раши, ссылаясь на Бемидбар раба).
Хотя искусный оратор может играть существенную роль, воздействуя на массы, — он не истинный лидер. Настоящий лидер понимает особенности каждого человека и ведет себя с ним соответственно (Рав Хаим Шмулевич).
К р. Шмуэлю Салантеру пришла женщина выяснить закон. Вопрос был нелепый, но рав Шмуэль взял несколько толстых книг и стал в них смотреть, как делают, когда вопрос требует изучения. После этого он с серьезным видом дал ей ответ, чтобы у нее возникло впечатление, что она спросила нечто существенное.
Когда она вышла, рав Салантер сразу ответил своим ученикам, которые едва удерживались от смеха: «Когда будете раввинами, и вам зададут ѓалахический вопрос, никогда не смейтесь. Если посмеетесь один раз над глупым вопросом, человек постесняется обратиться к вам, когда дело будет действительно серьезное» (Шивим шана бирушалаим).
Споры и ссоры возникают из-за различий во мнениях и нетерпимости к чужим взглядам. Ребе из Коцка, комментируя мидраш, предложил способ, как их избежать. Мы не обижаемся на то, что наше лицо и лицо другого человека не похожи. Разнообразие имеет много преимуществ. Точно так следует воспринимать разные мнения (Эмет микоцк тицмах).
НАЗНАЧЬ НАД ОБЩИНОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ И ВХОДИТЬ ПЕРЕД НИМИ, ВЫВОДИТЬ ИХ И ПРИВОДИТЬ — ЧТОБЫ НЕ БЫЛА ОБЩИНА БОЖЬЯ, КАК СКОТ БЕЗ ПАСТУХА (Бемидбар, 27:16,17)
Раши цитирует Сифре, где говорится, что еврейский лидер должен походить не на царя, который сидит дома, посылая армии в битву, а на Моше, который сам вел народ против Сихона и Ога. Сифре отмечает, что Йеѓошуа бин Нун и царь Давид тоже сами вели народ на войну.
Человек не должен стремиться стать лидером, чтобы добиться от народа славы и почета. Руководство — это обязанность и ограничения. Это относится и к духовным сражениям еврейского народа. Настоящий еврейский лидер должен бороться с незнанием Торы, которое приводит, в том числе, к смешанным бракам и ассимиляции.
БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ВОЗЬМИ СЕБЕ ЙЕЃОШУА, СЫНА НУНА, ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ ЕСТЬ ДУХ, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО ТВОЮ РУКУ (Бемидбар, 27:18)
Раши комментирует: назначь метургемана (человека, который будет громко возглашать и разъяснять законы) для Йеѓошуа, и будет всю жизнь распространять Закон — чтобы не сказал народ: «В дни Моше он не смог бы и головы поднять».
Отсюда мы видим: надо стараться делать все, чтобы усилить власть руководителей Торы. Если есть среди прихожан те, кто посвятили себя изучению Торы, и они ходят на лекции раввина своей синагоги, это научит и людей с другими интересами, что посещение его лекций может многое дать им.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»