Можно ли сказать кто виноват?-II6 января, Рав Арье Лейб В прошлой статье мы показали, что нельзя указывать на человека, который сделал что-то предосудительное, если в этом нет пользы, для того чтобы спасти себя от подозрений. Разрешается сказать: «я этого не сделал», но не разрешается указывать на того, кто сделал.Но что если подозрение падает только на двух людей? Тогда, сказав что это не я, я автоматически указываю на другого человека. То есть вопрос: считается ли отвод подозрения от себя пользой, ради которой можно говорить лашон а-ра или рехилут?Хафец Хаим утверждает, что ответ на этот вопрос зависит от того, в чем именно подозревается человек.Если речь идет о неблаговидном поступке, то, по букве закона, можно сказать: «это сделал не я», хотя тем самым автоматически стрелки переводятся на другого человека
Читать дальше
| |
Продолжение темы "свет для народов"5 января, Рав Реувен Пятигорский Получил послание, сами можете прочитать, оно в комментариях на прошлой неделе. Вот отрывок из него: "Вообще не понятно, КАК правильно себя вести с другими народами и что значит быть для них светом. Чтобы они сами поняли евреев, у них должен быть исходный материал – достоверный, правильный, адекватный (а кто кроме самих евреев может его дать?). По большому счёту, многие народы ничего не знают об иудаизме и просто являются жертвами растиражированных допотопных стереотипов. Читать дальше | |
Секретный ингредиент праздничного мусса3 января, Орли Токман Отношения Машуни с пончиками носили в какой-то мере односторонний характер. Она терзалась, а они косились на нее шоколадным глазом, начинкой из сгущенки, припудривали румяные щечки и обещали вечную жизнь.Как ецер а-ра (дурное начало, «змей-искуситель»). Сначала они говорили, по его, ецера, отработанному методу: «Да что такого, съешь один, ничего такого не случится».Когда это не помогало, они говорили: «Лучше сейчас съешь один, чем потом, когда будешь голодная, съешь целых три!
Читать дальше
| |
«Маоз цур», расшифровка №33 января, Шауль Резник Праздник закончился, а загадки «Маоз цур» остались. Перед нами — один из самых сложных и зашифрованных куплетов ханукального пиюта.דְּבִיר קָדְשׁוֹ הֱבִיאַנִי וְגַם שָׁם לֹא שָׁקַטְתִּי. וּבָא נוֹגֵשׂ וְהִגְלַנִי, כִּי זָרִים עָבַדְתִּי. וְיֵין רַעַל מָסַכְתִּי כִּמְעַט שֶׁעָבַרְתִּי
Читать дальше
| |
Последнее кино2 января, Ита Минкина Всегда через секунду после того, как к нему возвращается сознание, он хочет провалиться в сон и больше не просыпаться. До того момента, как включается сознание, всё хорошо. Так хорошо, что он внутренне согрет… тем нежным золотистым светом, какой окутывает нас, когда мы на миг возвращаемся в раннее детство… Ему видится, что Эмма и девочки живы… что они не ссорились в дороге и он не был уставшим и раздраженным.Нет, они ужинают на веранде… Люси смеется, кажется, это день, когда он сделал ей предложение. Или это день, когда родились старшие, двойняшки?И тогда сознание, пытаясь подобрать дату к внутренней картинке, начинает прочесывать линию времени, выбирается из присыпанного золотой пыльцой тумана сна
Читать дальше
| |
Ханукальное слово о "русском еврействе"1 января, Вольф Кишиневский Почти 30 лет назад, в 1996 году, видимо, “по следам большой советской алии” израильское правительство выпустило официальный набор с примерами всех имеющихся в обращении монет, посвященный “русскому еврейству”: Не просто набор, а коллекционный — всего 7.500 экземпляров, и с особым дизайном в честь праздника Ханука: На каждой монете — особая ханукальная надпись и изображение небольшого ханукального светильника, и это почти единственное, что отличает эти монеты от обычных, к которым мы привыкли в Израиле: “Изюминка” набора — монета в полшекеля, на обратной стороне которой — уже знакомая нам из этого поста "ханукия из России XIX-го века": Все монеты в наборе запечатаны в пластиковую упаковку, для сохранности. А вокруг — информация о значимых личностях, репатриировавшихся в Израиль из русскоязычных постсоветских стран: Думаю, что действительно есть особая связь между именно “русским еврейством” и праздником Ханука (везде в этом посте имеются в виду, конечно же, не только евреи России, но и все русскоязычные евреи, всего постсоветского пространства, просто в Израиле нас принято называть “русскими евреями”).Точно так же, как греки во времена Хануки хотели уничтожить именно духовную составляющую еврейского народа, так и СССР сосредоточился на уничтожении любого проявления духовности и верности Торе у евреев.Главная ханукальная заповедь — “рассказать о чуде”: выставить ханукию на всеобщее обозрение, поднять её "выше трёх тефахов” (ок
Читать дальше
| |
Ответы на легитимные вопросы и ханукальный штикл31 декабря 2024 года, Гади Поллак
Как и обещал - привожу свои варианты ответов на вопросы из прошлого поста. Кстати, на ханукальном вечере дети (и немного взрослые) предложили еще кучу отличных вариантов, до которых я не додумался, но здесь я их приводить не буду, чтобы у тех, кто прогулял, была мотивация прийти в следующий раз. Итак - мои ответы: Читать дальше | |
Время определиться с позицией29 декабря 2024 года, Рав Реувен Пятигорский Многие комментаторы пишут, что не зря наши праотцы были пастухами, хотя могли выбрать любой другой труд. Любая профессия (кроме пастуха | |
Блинчики, разгоняющие тьму27 декабря 2024 года, Орли Токман Тора описывает начало создания мира: «И земля была тоу ва-воу, и тьма над бездною». Мидраш говорит, что в этих словах зашифрована информация о четырех изгнаниях, которые предстоят евреям в будущем:«Тоу — это Египет, Воу — Вавилон, тьма — Греция, бездна — римское изгнание, которое продолжается по сегодняшний день».А это — старинная гравюра, иллюстрирующая ужин Юдит и Элифорнуса. Как известно, победа над греками была одержана благодаря Юдифи. Как мы видим на гравюре, блинчики сыграли решающую роль в победе
Читать дальше
| |
«Маоз цур» — расшифровка № 227 декабря 2024 года, Шауль Резник Пост о первом, наиболее популярном, куплете главной ханукальной песни «Маоз цур» вызвал в соцсетях пожелания расширить и продолжить разбор текста. Итак, куплет второй:רָעוֹת שָׂבְעָה נַפְשִׁי, בְּיָגוֹן כֹּחִי כָּלָה.חַיַּי מֵרְרוּ בְּקֹשִׁי בְּשִׁעְבּוּד מַלְכוּת עֶגְלָה.וּבְיָדוֹ הַגְּדוֹלָה הוֹצִיא אֶת הַסְּגֻלָּה.חֵיל פַּרְעֹה, וְכֹל זַרְעוֹ, יָרְדוּ כְּאֶבֶן בִּמְצוּלָה
Читать дальше
|