Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.

12. שלום(мир), наиболее совершенная гармония всех условий на земле между человеком и Б-гом, провозглашается быть ברית (заветом)… Здесь Б-г возлагает ответственность за воплощение высшей гармонии мира именно на тех людей, чьи поступки бездумный мир, горящий желанием представить свою бездеятельность и бестолковость как «любовь к миру», заклеймил бы и проклял как «нарушение мира». Мир — это драгоценность, ради которой человеку разрешается пожертвовать всеми своими правами и имуществом, но никогда — правами других и никогда теми ценностями, которые объявлены Б-гом хорошими и истинными. Подлинный мир между людьми возможен лишь тогда, когда все люди пребывают в мире с Б-гом. Следовательно, всякий, кто ведет войну с врагами всего хорошего и истинного в глазах Б-га, является защитником ברית שלום (завета мира) на земле, даже когда участвует в войне. И напротив, всякий, кто ради того, что он считает сохранением мира с ближними, без протестов уступает поле боя тем, кто поистине конфликтует с Б-гом, фактически делает общее дело с врагами ברית שלום на земле. Народ был спасен не пассивностью масс и даже не тщетными слезами печали, пролитыми у входа в Шатер Собрания. Доблестный поступок Пинхасש спас народ и восстановил для него мир с Б-гом и Его Законом, обратив его также к основанию своего собственного подлинного внутреннего мира…

14. ИМЯ УБИТОГО ИЗРАИЛЬТЯНИНА. (Ср. стих 6)… Высокое звание человека, на которого восстал Пинхас, еще более возвеличивает акт его преданности. Он не думал о вреде, который мог причинить этим поступком себе лично. Он забыл обо всем, кроме Б-жьего дела.

15. А ИМЯ УБИТОЙ МИДЬЯНИТЯНКИ. Даже мысль о том, что этот поступок мог возбудить ненависть мидьянитян ко всему его народу, не могла удержать Пинхасש от действия, когда на повестке дня стояла задача сохранить самую душу народа, его верность Б-гу и Его Закону…

Глава 27

1. …Поскольку умерли все те, кто был испорчен сексуальными обрядами культа Пеора, народ Израиля смог воссиять в своей наследственной отличительности в области сексуальной чистоты даже сильнее, чем когда его видел моавитский пророк перед тем, как его вовлекли в поклонение Пеору. Это со всей неоспоримостью демонстрировала каждая последующая перепись, и по этой причине новая перепись была проведена после мора. Тот факт, что каждого отдельного представителя народа можно было все еще считать «согласно его семье и дому отца», как делалось сорок лет назад сразу после исхода из Египта, доказывал, что не могло возникнуть никаких сомнений относительно отца любого ребенка в Израиле и что оргия культа Пеорש была лишь изолированным, исключительным отклонением в истории Израиля…

55…. Если мы более подробно рассмотрим систему распределения земли, то заметим, что земля рассматривалась как имущество, оставленное тем поколением, которое непосредственно предшествовало поколению, вышедшему из Египта. Каждому из отцов тех, кто вышел из Египта, была приписана часть Обетованной Земли, пропорциональная количеству их внуков старше двадцати лет, которым суждено было вступить в Землю. Эту землю могли наследовать лишь те из сыновей, которые были старше двадцати лет во время Исхода из Египта; эти сыновья, в свою очередь, могли завещать землю тем из своих сыновей, которым исполнится двадцать лет на момент вступления в Землю.

Как кажется, намерение (Закона) состояло в том, чтобы увековечить в земельном реестре еврейского народа две отличительные истины:

Во-первых, все, что обещает Б-г, свершится с такой безусловностью, что должно рассматриваться в качестве свершившегося факта еще до того, как это произойдет. Не только те, кто уже был освобожден фактически, но даже и представители поколения все еще томящегося под египетским игом, рассматриваются как собственники обещанной им Б-гом земли, наделяющие соответственно своих потомков законными правами. Именно поэтому Эрец Исраэль считается מוחזק, собственностью, которой фактически уже владели отцы, а не всего лишь ראוי, собственностью, на которую дает им право Закон. Как следствие, в распределении земли также учитывались законные права первенца (Бемидбар 27:6 и Дварим 21:17).

Во-вторых, величайшим и драгоценнейшим достоянием родителей и дедушек и бабушек являются дети и внуки, доказавшие верность и преданность своему наследию. Такое потомство свидетельствует о заслугах предков и искупает их прегрешения. Подобно тому, как, согласно одному толкованию, Яаков считал своих сыновей «завоеваниями», которые он отвоевал у эморейцев, трофеями своей жизни, если можно так выразиться, так мы видим здесь, что доброта и честность детей и внуков записываются на счет их отцов и дедов. Несмотря на все испытания, которые насылал Египет, чтобы сломить дух сынов Израиля, более 600 000 крепких, здоровых людей удостоились освобождения и были готовы подчиниться Б-жественному руководству. И вновь, несмотря на все заблуждения и потери в пустыне, более 600 000 были найдены заслуживающими страны, почвы и Б-жественного Закона, и Моше мог сказать им: «А вы, прилепившиеся к Б-гу, вашему Б-гу, все вы живы сегодня». Все это оказалось возможным благодаря духу, который предки культивировали в своих детях даже в египетском рабстве. Каждый кусок Б-жьей земли, который получили внуки, эти внуки затем смиренно положили, в духовном смысле, к ногам своих праотцев в качестве их завоевания, которые они, внуки, в свою очередь, смогли получить в наследие только после смерти своих отцов. «Чему это подобно?» — говорят Мудрецы (Бава батра 117а). «Это напоминает двух братьев-коэнов, которые живут в одном городе. У одного брата только один сын, а у другого два. Они приходят к амбару, чтобы получить свою коэнскую долю урожая. Тот, кто посылает одного сына, получает одну часть. Тот, у кого два сына, получает две части. Но все, что они получили, они принесли в дом своего престарелого отца, членами семьи которого они все еще себя считают и в счет заслуг которого внукам дали предназначенные им порции. И там они поделили все дары поровну».

Тот факт, что, хотя сыновья считались достойными в силу своих личных заслуг владеть Б-жьей Землей, они получили Землю лишь в качестве наследников своих отцов и в качестве носителей их имен, доказывает, что, несмотря на ошибку, стоившую их отцам права войти в Землю, эти самые отцы в течение тридцати восьми лет скитаний в пустыне воспитали новое поколение в правильном духе. И то, что более шестисот тысяч человек из этого нового поколения оказались достойными войти под водительством Б-га в Землю, доказывает, что отцы поняли, как искупить собственные грехи через своих детей, так чтобы, по словам Мудрецов, поколение пустыни стало, в конечном счете, поколением понимания (Мидраш раба, гл. 19). Действительно, как отмечено в Талмуде (Санхедрин 110б), слова пророка Йирмии (2:2) полны любви к поколению пустыни: «Иди и провозгласи в уши Иерусалима следующее: …Я вспомнил о доброте твоей юности, о твоей любви, будучи невестою, когда ты шла за Мной в пустыне, в земле незасеянной». На это Мудрецы замечают: «Тот факт, что другие вошли в землю за заслуги (того поколения), показывает, сколь велики были эти заслуги». Таким образом, в целом, несмотря на повторяющиеся ошибки, образ Израиля, шествующего через пустыню, исполнен достоинства.


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.