Покушение не на жизнь, а на смерть27 сентября, Шауль Резник В связи с известными событиями в Бейруте давайте поговорим о покушениях. Слово הִתְנַקְּשׁוּת уходит своими корнями в Танах. Царь Шауль инкогнито приходит к ворожее в Эйн-Дор, та жалуется: הִנֵּה אַתָּה יָדַעְתָּ אֵת אֲשֶׁר עָשָׂה שָׁאוּל אֲשֶׁר הִכְרִית אֶת הָאֹבוֹת וְאֶת הַיִּדְּעֹנִי מִן הָאָרֶץ, וְלָמָה אַתָּה מִתְנַקֵּשׁ בְּנַפְשִׁי לַהֲמִיתֵנִיВедь ты знаешь, что сделал Шауль, как истребил он в стране вызывающих мертвых и знахарей; зачем же расставляешь ты сети душе моей, чтобы погубить меня?Что такое מִתְנַקֵּשׁ? Радак (рабби Давид Кимхи) поясняет: «хочешь погубить меня, поставив ловушку моей душе». Почти однокоренное слово מוֹקֵשׁ на языке Танаха — ловушка, западня, а на современном иврите — мина. В главе «Дварим» Всевышний призывает не подражать народам, заселявшим Ханаан:הִשָּׁמֶר לְךָ פֶּן תִּנָּקֵשׁ אַחֲרֵיהֶםБереги себя, чтобы тебе увлекаему не быть за нимиРаши не согласен с Онкелосом, который в этом случае упоминает ловушку (מוֹקֵשׁ), обращая внимание на то, что נק"ש и יק"ש — разные корни
Читать дальше
| |
Про дни Суда и искусственный интеллект24 сентября, Гади Поллак
Меня часто спрашивают, что я думаю об AI. Выложу тут свои мысли, чтобы не повторяться. Для начала зададим нашим читателям вопрос: в чем отличие между художником ( то, что на лошн аКойдеш называется ״צייר״) и Мастером ( то, что называется ״אומן״)? Художник — это тот, кто Читать дальше | |
«Дай нам хороший год»23 сентября, Гитель Итахова На следующем уроке все с нетерпением ждали услышать развязку, получила ли эта женщина деньги для репетитора, или нет.– Получила, – она сказала с оживлением. – Даже больше, чем ожидала. Нашелся спонсор (разумеется, я не знаю, кто именно), который согласился оплатить занятия с репетитором, столько, сколько сыну необходимо!Раббанит спросила ее:– Ну, и как ты себя чувствуешь?– Скажу честно.
Читать дальше
| |
Поездка на море, египтяне, солнце и много быков22 сентября, Рав Реувен Пятигорский Собрались ехать на пляж, заказали частную машину на десять человек. Поскольку шоферу надо было заплатить заранее, договорились, что каждый платит за свое место заранее и, даже если он передумает и не поедет, деньги ему не возвращаются (иначе поездки не будет, ведь шоферу все равно, сколько едет людей, он продает места). Перед самым выездом один из группы отказался. Но тут появился новый пассажир и сказал, что он готов поехать на море. И тут же заплатил. Кому достанутся деньги? Читать дальше | |
Кавказская лепешка и юный пекарь20 сентября, Барух Фельдман Горские (кавказские) евреи рассказывают такую сказку. Жил-был крестьянин, который скопил денег на повозку. Его приятель тоже поднакопил сумму — ее хватило на ослицу. Решили друзья объединиться и всюду стали ездить вместе.Как-то раз под повозкой они обнаружили новорожденного осленка
Читать дальше
| |
Ответ на запоминательный штикл и парa слов за текущий момент17 сентября, Гади Поллак
| |
Если бы у меня были деньги...17 сентября, Гитель Итахова Шел урок о подготовке к Рош Ашана. Тема – молитва и шофар. Раббанит говорила о том, что Всевышний не банкомат. Он всегда слышит и всегда отвечает, но по Своей мудрости решает, когда и какой ответ дать. Иногда Он говорит «да, дам сейчас», иногда говорит «да, но дам позже», а иногда говорит «нет», что на самом деле означает «Я приготовил для тебя что-то получше»
Читать дальше
| |
Любое наше слово – на вес. А уж золота или нет – мы сами решаем15 сентября, Рав Реувен Пятигорский Продолжая давно начатую тему, коснусь еще одного аспекта изучения Торы. А точнее, ее преподавания. Сразу открою свой тезис: поскольку Тора – не застывшая догма, каждый ее урок должен быть несомненной новостью для слушателя. Ну или ваш "урок", который вы даете, когда сообщаете другому еврею хоть что-то из Торы, даже если это всего лишь несколько слов. В идеале ваш "ученик" должен воскликнут (хотя бы в недрах своей еврейской души): "Ух ты! Какая красивая и умная у нас Тора!" | |
Иракская маджадра13 сентября, Барух Фельдман На исходе субботы, когда главный раввин Багдада рабби Элиягу Хаим собирался проводить авдалу, двое его сыновей заспорили, кто будет держать свечу: «Моя очередь!», «Нет, моя!». Раввин попросил детей не ссориться: «Тот, кто разъяснит порядок благословени в авдале, получит право держать свечу».Старший сын притих, а его брат начал бойко объяснять.
Читать дальше
| |
Запоминательный штикл10 сентября, Гади Поллак
Уже почти неделя, как в йешивах и колелях начался новый семестр (зман Элуль), отметим это дело, как обычно, штиклом.
В Торе есть множество псуким, которые обязывают нас помнить и/или не забывать о разных вещах, на уровне приказа. Например: Читать дальше |