Штикл без иллюстраций3 июня, Гади Поллак
Отметим приближающийся праздник очередным штиклом. Тем более, что потрясающие результаты предыдущих штиклов мы уже видели (в ответ на двойной штикл были освобождены двое заложников, а в результате штикла, на который были даны 99% правильных ответов, были сбиты 99% "подарков" из Персии). Итак, гмара в трактате Хулин, страница 106а, рассказывая о важности омовения рук перед едой (маим ришоним) и после еды (маим ахроним), говорит так: "Когда (в Вавилон) пришел рав Дими, он сказал: маим ришоним накормили (еврея) мясом свиньи, а (маим) ахроним развели жену с мужем. Когда (в Вавилон) пришел Ровин, он сказал: ришоним накормили (еврея) мясом невела (некошерным), а ахроним привели к убийству... Раби Аба учил это высказывание в сторону устрожения: первую часть, как рав Дими, а вторую часть, как Ровин. Давайте разбираться, о чем идет речь. Читать дальше | |
Реплика на тему воспитания28 мая, Рав Реувен Пятигорский Глава 1 Сорок два раза в Танахе приведен запрет обижать сирот. Шмот 22:21: "Никакой вдовы и сирот не обижайте (не притесняйте, не делайте им больно)". Кто такой сирота? Кто тот, о ком написано в запрете? Можно предположить, что это тот, у кого нет родителей – ни мамы, ни папы. Но сказано "не обижай вдовы". У вдовы, возможно, есть дети. У них нет отца, но есть мать. Если обидеть ребенка вдовы – значит, обидеть вдову, а это запрещено. Получается, что запрет обижать того, у кого нет отца, уже приведен в запрете обижать вдову. Тогда о ком говорит запрет обижать сирот, о которых говорится вместе с вдовой? Очевидно, о тех, у кого нет матери. | |
Шесть значений одного слова28 мая, Гади Поллак Итак, в прошлом посте мы спросили, какие значения слова ׳׳שבת׳׳ (шабат) существуют в Торе. В этот раз, наученный прошлым опытом, я воздержался от того, чтобы дать хоть какую-то подсказку нашим читателям, и, может быть поэтому, полный ответ не дал никто. А подсказка, на самом деле, была на поверхности: Читать дальше | |
Бен Йохай или бар Йохай?26 мая, Шауль Резник Как зовут мудреца и праведника, годовщину которого мы отмечаем в Лаг ба-омер? Правильно, рабби Шимон бар Йохай — Шимон, сын Йохая. А теперь поищите его имя в Мишне, Талмуде, Тосефте и мидрашах (сегодня это сделать проще простого, используя сайт или приложение Sefaria). Там упоминается рабби Шимон бен Йохай, наряду с другими мудрецами Мишны, которых звали по имени-отчеству: рабби Йоси бен Халафта, рабби Йоханан бен Закай, рабби Элиэзер бен Орканос.Считается, что ивритское «бен» превратилось в арамейское «бар» и закрепилось под влиянием книги «Зоар». Когда там упоминается полное имя р
Читать дальше
| |
Ецер-ара: любимые приемы и слоганы22 мая, Рав Реувен Пятигорский Если мы услышали внутри себя голос, который произносит следующие фразы, знайте, что очень вероятно, это не наше мнение, а внутренняя трансляция на нас вашего ецера. Он нас зомбирует. Пытается нами манипулировать. Не поддадимся ему! 1) "Ура, я только что одержал победу над ецером (в каком-то локальном деле)!" – Классическая фраза нашего плохого начала. Он нас хвалит, показывает, что мы его победили, что дальше тоже будем побеждать. А поэтому поостережемся: нами начали управлять. | |
Два вопроса из разных плоскостей21 мая, Гади Поллак
Вопрос первый, тест на знание лошн акойдеш: Читать дальше | |
Экспресс-чизкейк к Шавуоту19 мая, Барух Фельдман Рабби Хаим из Цанза особенно тепло относился к сыновьям и внукам раввинов и праведников прошлых поколений, приглашал их на праздничные трапезы, интересовался подробностями из жизни великих предков. Как-то раз на хасидский двор пришел очередной потомок. Но — человек грубый и малообразованный.Цанзский ребе осведомился у посетителя: «Знаете ли вы, почему 2 сивана называют «йом а-меюхас» (день знатного), а не «йом меюхас» (знатный день)?». Гость промычал что-то невразумительное
Читать дальше
| |
Обычный текст о воспитании детей, хотя автор текста – тот еще воспитатель15 мая, Рав Реувен Пятигорский Приходит мама домой с работы. Усталая, вымотанная, ноги не свои. А дочка сидит в салоне и режется в компьютер [или что там у них сейчас в моде, я не в курсе]. Посуда, понятно дело, немытая. Полная раковина, Эверест до крана. - А чего так много посуды? - А Валька с Танькой заходили. Мы кофе пили. – И продолжает по клавишам дубасить [или по чему там?]. | |
Сбор материала и вопрос к читателям14 мая, Гади Поллак
| |
Спасение народа – дело рук самого народа7 мая, Рав Реувен Пятигорский Продолжаю переводить трактат Бава-Кама. Нахожусь ровно в середине четвертой главы – "Бык забодал четырех или пятерых". Тема супер! Почти никаких агадот, не на что отвлечься, нечем расслабиться. Логика запредельна, выводы разящи. И вдруг среди раскладов и доводов появляется просто рассказ. Я от таких даже отвык: со времен работы над Бава-Мециа – ни одной притчи, ни одного иносказания! "У рава Шмуэля бар Йеуда умерла дочь". Так начинается агада. И уже не отпускает до последней точки, после которой сидишь и думаешь: о чем все это? что это было? как с этим жить? |