«Отделил свет от тьмы»27 октября, Рав Реувен Пятигорский Только что произнесли авдалу, специальную молитву, после которой, собственно наступают будни, когда отменяются все субботние запреты на разного рода физическую деятельность. С этого часа бесстрашно включаем компьютеры, телефоны, можно варить и жарить, говорить по телефону, ездить на машине, срывать фрукты с деревьев. В своем саду мы недавно собрали с одного дерева больше 40 плодов манго. Но я не о манго, а о нашем с вами отношении к антисемитам. | |
Этрог для сладкоежек26 октября, Барух Фельдман Рабби Мордехай из Нешхиза имел привычку собирать деньги для покупки красивого и кашерного этрога. Каждый раз, когда он ездил по делам, он откладывал небольшую сумму с каждой прибыли для этой цели. Так он продолжал, пока не собрал достаточно денег, чтобы купить этрог и выполнить заповедь.Накопив в канун Суккота 6 рублей, он отправился в Броды, чтобы купить этрог. По дороге он встретил водовоза, который шел, плача и вздыхая
Читать дальше
| |
Месяц Тишрей — месяц нашего братства и единства23 октября, Вольф Кишиневский Месяц Тишрей называется также и “йерах эйтаним” (“эйтаним” — могучие), т.е. месяц, в котором родились наши праотцы (“могучие в духовном”). (см. трактат “Рош а-Шана”, лист 11а) Соответственно уже в названии месяца кроется намек на нашу общность и братство — намек на общих прародителей всего народа Израиля
Читать дальше
| |
О бриллиантах21 октября, Гитель Итахова Рав Гад Эйзнер зацаль пережил ужасы Катастрофы. Он рассказал ученикам, как сумел сохранить веру. Он снял крышку с бутылки, зажал в кулаке и спросил:– Если я попрошу кого-то найти пробку в этой комнате, он найдет?Ученик ответил:– Не найдет. Ему и в голову не придет смотреть в кулаке у Рава.Рав Эйзнер сказал:– В то время тьма окутала весь мир
Читать дальше
| |
Сукот – третий знак нашего обетования20 октября, Рав Реувен Пятигорский На обещание Всевышнего, что потомки Авраама получат в вечное владение Эрец Исраэль, как бы очевидным образом возникло возражение: в стране Кнаана, которая должна стать страной еврейского народа, живут другие народы; с какой стати они покинут благодатную землю? Если в силу того, что они – народы-грешники и, как только мера их вины достигнет самого высокого уровня, они будут изгнаны оттуда, то ведь и потомками Авраама вина будет накопляться; пусть медленно, но рано или поздно и она достигнет каких-то высот; кто сказал, что это не станет часом их изгнания? А если ответить, что вина евреев не будет расти и это сделает их поистине уникальным народом, то спросим: это каким образом? что за праведники такие? одна семья праведников – допустим, такое возможно; но чтобы целый народ?! | |
Еврейский мудрец и индийский дал18 октября, Барух Фельдман В Талмуде (трактат «Санхедрин») описывается следующий случай. Во время урока в ешиве рабби Йегуда a-Наси почувствовал запах чеснока. Мудрец был очень чувствительным человеком, чеснок мешал учебному процессу, и тогда рабби Йегуда а-Наси произнес: «Тот, кто ел чеснок, должен уйти».Рабби Хия встал и ушел, но из уважения к мудрецу за ним потянулись все присутствующие. На следующее утро рабби Шимон, сын рабби Йеуды HaНаси, встретил рабби Хию и спросил: «Как ты мог побеспокоить моего отца, явившись на урок после того, как ты ел чеснок?!
Читать дальше
| |
Немного о "радости черпания воды" и возлиянии на жертвенник...16 октября, Вольф Кишиневский Мишна (5-я гл. трактата “Сукка”) говорит, что тот, кто не видел “радости черпания воды”, во все дни жизни своей не видел настоящей радости! Церемония “черпания воды” начиналась на исходе первого дня праздника Суккот. Во внешнем дворе Храма устанавливали огромные золотые светильники. На вершине каждого светильника устанавливались четыре золотые чаши.
Читать дальше
| |
Сукка, погода и подведение итогов15 октября, Гади Поллак
| |
Суккот на экране и в гараже14 октября, Шауль Резник В Суккот мы, пардон за тавтологию, обязаны сидеть в сукке. Корень слова סֻכָּה, как и полагается, трехбуквенный, סכ"ך. В Торе он выражает покрытие чего-либо: וְהָיוּ הַכְּרֻבִים פֹּרְשֵׂי כְנָפַיִם לְמַעְלָה סֹכְכִים בְּכַנְפֵיהֶם עַל הַכַּפֹּרֶתИ будут керувим с простертыми вверх крыльями, укрывая своими крыльями покрытиеНаши бабушки из местечек называли Суккот «праздником кучкес». Причиной тому является укоренившийся в русском языке перевод слова סֻכָּה — куща: וַיֵּשֶׁב מִקֶּדֶם לָעִיר וַיַּעַשׂ לוֹ שָׁם סֻכָּה וַיֵּשֶׁב תַּחְתֶּיהָ בַּצֵּלИ вышел Иона из города, и сел к востоку от города, и сделал там себе кущу, и сел под ней в тениОт корня סכ"ך образовано слово מָסָךְ (в современном иврите — театральный занавес и экран, но второе значение Академия языка иврит считает ошибочным и требует, чтобы вместо него использовались синонимы מִרְקָע и צָג):וּמִשְׁמֶרֶת בְּנֵי גֵרְשׁוֹן בְּאֹהֶל מוֹעֵד הַמִּשְׁכָּן וְהָאֹהֶל מִכְסֵהוּ וּמָסַךְ פֶּתַח אֹהֶל מוֹעֵדИ порученное сынам Гершона при шатре собрания — скиния и шатер, его покров и полог для входа в шатер собранияЕсли ваш автомобиль подозрительно фырчит, вы отправляетесь в гараж, он же מוּסָךְ. Это существительное упоминается один-единственный раз в Книге царей
Читать дальше
| |
Простая вера и Теилим14 октября, Гитель Итахова В предыдущем посте речь шла об эмуна пшута, простой вере, и встал вопрос: что такое простая вера? Означает ли это, что нужно сидеть и ждать, пока спасение придет? Или нужно здраво мыслить и действовать?Ни то, ни другое не является простой верой. Оба эти подхода являются ни чем иным, как идолопоклонством. Это не вера в Единого Б-га, а желание иметь полезного бога.Мне больно разговаривать о Катастрофе и о страданиях еврейского народа, поэтому поговорим о деле насущном и актуальном – парнасе.Сидеть и ничего не делать – это как бы сказать богу следующее: понимаешь, мне нужна парнаса, в холодильнике пусто, и есть хочется
Читать дальше
|