Темы: Пятикнижие, Пшат, Моше, Война, Коэн, Матот, Пинхас, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В НГ Матот описывается, как Моше рабейну послал по тысяче от колена и Пинхаса во главе отомстить мидьянитянам. Когда они вернулись, Моше рабейну разгневался на военачальников и т.д. Вопрос. Куда смотрел Пинхас, и почему не на него разгневался Моше? Йосеф Шалом
Здравствуйте, уважаемый Йосеф Шалом!
Рамбан утверждает, что Пинхас нес ту же ответственность за ошибку, совершенную генштабом, что и военачальники, однако Моше решил оказать ему почет, не гневаясь на него лично, так как Всевышний заключил с ним персональный «Союз мира». Это следует и из Мидраша Сифри — сам Пинхас оправдывался перед Моше за ошибку, объясняя, что военачальники поняли приказ Моше отомстить мидьянитам так, как понимали подобные приказы во время остальных, обычных войн.
Интересный комментарий есть в книге Мешех Хохма, которая славится своим талмудическим анализом текста Торы на уровне пшат — простого понимания написанного текста. Ведь все же открытым текстом нигде не сказано, что Пинхас имел какое-то отношение к разбирательству, что и вызвало Ваш вопрос. Автор Мешех Хохма пишет, что Пинхас и не мог нести ответственность за то, что мидьянские женщины были оставлены в живых. Дело в том, что увещевать других с пользой можно лишь тогда, когда сам упрекающий находится в том же положении, что и остальные. В данной же ситуации Пинхас понимал, что если он начнет уговаривать казнить мидьянитянок, военачальники возразят ему: тебе легко требовать этого, ведь ты ничего не теряешь. Как известно, на войне существует особое разрешение Торы взять себе жену из пленниц, поэтому военачальники, казнив женщин, должны были лишиться такой возможности. Независимо от того, насколько велико было их желание воспользоваться этой возможностью, Пинхас не считал себя вправе упрекать их, ведь ему, как священнику, такая женщина в любом случае была запрещена. Поэтому он ничего не терял, и ему могли возразить что-нибудь вроде: «Тебе легко говорить». Учитывая это, Моше не считал, что Пинхас должен отвечать за совершенную ошибку.
Нэцив объясняет проще — Пинхас не был уполномочен вмешиваться в решения генштаба, он шел на войну в качестве священника, а не военачальника…
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Нахум Желязник
Почему в Торе приводятся именно эти истории, вызывающие столько вопросов? Ведь метафорические, аллегорические, каббалистические и т.д. смыслы могут быть и у историй, понятных на простом уровне? Почему гостеприимству следует учиться у Лота?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его