Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.

Имя Пинхас происходит от египетского слова тахпанхас. Писание утверждает, что Пинхас, хотя и был сыном Элазара, сына Аарона-первосвященника, то есть, родился в семье, не привычной ни к мечу, ни к копью, все же совершил поступок, достойный самой высокой оценки: «…Отвратил гнев Мой от сыновей Израиля», когда «…изошел гнев Мой на них» из-за их преступной привязанности к идолу по имени Баал-Пеор. Никто не смог утишить этот гнев Б-га, кроме Пинхаса. Начавшая в тот момент эпидемия должна была уничтожить весь народ, если бы не Пинхас, который, по словам Самого Б-га, «возревновал за Меня среди них», то есть, свершил ради ревностной заботы о Моей Славе то действие, которое собирался совершить Я Сам.

Уточнение «среди них» призвано подчеркнуть, что Пинхас, оказавшись посреди большого скопления народа, убил их властителя и руководителя, ничего не боясь. Из-за этого многие евреи утверждали, что Пинхас подвергается огромной опасности со стороны всего колена Шимона в целом и родственников убитого Зимри в частности: они просто-напросто могут в отместку убить его! Поэтому, — говорили они, — Пинхасу всегда придется просить, чтобы кто-нибудь сопровождал его, защищая от врагов. Кроме того, люди говорили, что Пинхас, убив человека и прикоснувшись к мертвому телу, стал непригодным для Храмового служения, «не приблизится к жертвеннику Б-га, ибо кровь пролил». Эти мнения побудили Б-га повелеть Моше, чтобы тот провозгласил среди всей общины сыновей Израиля две вещи. Во-первых, все должны были узнать, что благословенный Б-г заключает с Пинхасом Свой Союз Мира. Теперь он не должен будет бояться, видя, как к нему приближаются враги: кто осмелиться напасть на него и попытаться погубить, если его окружает и защищает союз с Самим Б-гом?! А во-вторых, что Пинхас из-за этого не только не перестал быть пригодным к служению в Храме, — напротив того, Б-г теперь заключает «с ним и с его потомством союз вечного священства». Это означает, что потомки Пинхаса всегда будут коэнами и первосвященниками и будут отличаться долголетием. Это — прямая

противоположность той клятвы, которой Б-г поклялся относительно дома первосвященника Эли. Потомком Пинхаса, по некоторым мнениям, является пророк Элияу: он тоже, подобно Пинхасу, «ревновал Б-жественной ревностью».

Таким образом, обе части полученной Пинхасом награды, — и обещание мира, и обещание священства, — прямо связаны с его поступком. Поэтому, когда Б-г дает ему эти обещания, Он поясняет: «…Взамен того, что он ревновал за Меня и искупил сыновей Израиля». Это означает, что священство подобает ему с двух точек зрения. Во-первых, коэн служит Б-гу, и Пинхасу подобает это занятие, поскольку стремление вступиться за честь Б-га заставило его совершить поступок, выглядящий в глазах Б-га совершенным служением. Поэтому он должен и дальше оставаться священником Б-га и «святым перед своим Г-сподом». А во-вторых, коэн приносит жертвы, искупающие сыновей Израиля, и это тоже подобает Пинхасу. Он искупил всех евреев в тот день, а потому будет правильно, если он и дальше продолжит это делать, каждый день искупая их жертвоприношениями.

Некоторые же говорят, что этот стих содержит в себе обещание того, что должность первосвященника всегда будет занята одним из потомков Пинхаса. Так было и на самом деле: первосвященником всегда был кто-то из потомков Пинхаса. И хотя мы знаем, что Эли и Йеояду из потомков Итамара называли первосвященниками, они были всего лишь исполняющими обязанности первосвященника до тех пор, пока Храм не будет отстроен. «Б-г сделает тебя первосвященником вместо Йеояды, чтобы ты занимал это место», — говорит пророк. А когда Храм был отстроен, первосвященником стал Цадок, потомок Пинхаса, и больше уже никто из других семей коэнов первосвященником не становился. Согласно этому пониманию, слова «завет священства вечного», обращенные к Пинхасу, означают обещание, что с момента постройки Храма первосвященниками будут только его потомки. А поскольку этот факт неизбежно станет общеизвестным, Б-г не приказал Моше сообщить об этом одному лишь Пинхасу, а сказал: «Поэтому скажи: “Вот, Я заключаю с ним вечный союз”. Другими словами: расскажи всем о том, что сделал Пинхас и как был награжден, чтобы все знали, что его деяние не осталось без награды и его поступок “будет предшествовать ему”.»

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.