Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Элимелех из Лиженска, Чудеса, Хасидизм, Александр Кац
Раби Элимелех бар Элиэзер-Липа Вайсблюм (р. Элимелех из Лиженска; Ноам Элимелех; 5477—5547 /1717—1787/ гг.) — духовный лидер хасидского движения в Галиции.
Младший брат р. Мешулама-Зюши из Аннополя.
В юности вел аскетический образ жизни, посвящая все свое время углубленному изучению Торы. Р. Зюша ввел его в круг учеников Магида из Межирича.
Позднее он отправился вместе с р. Зюшей в добровольный галут — в нищенской одежде, с посохом и котомкой они в течение пяти лет странствовали по Польше и Украине.
Возвратившись из скитаний, р. Элимелех поселился в галицейском городке Лиженске (Лежайске) — однако он продолжал учиться у Магида, навещая его в Межириче.
После смерти Магида, последовавшей в 5533 /1772/ году, несколько его старших учеников перешли к р. Элимелеху, признав в нем своего наставника. Он стал общепризнанным главой хасидского движения в Галиции, а затем во всей Польше.
Р. Элимелех был одним из первых хасидских наставников, сделавших особый акцент на углубленном изучении Талмуда.
Он говорил ученикам, что «два листа Талмуда, выученные вместе с комментариями, помогут им больше, чем два поста» (Нетив мицвотеха, Эмуна 5:2). «Самое большое наслаждение для Б-га, — утверждал он, — когда человек в великом смирении изучает законы Торы» (Ноам Элимелех, Корах).
Среди его учеников были такие выдающиеся лидеры хасидского движения, как р. Исраэль из Кожниц (Магид из Кожниц), р. Яаков-Ицхак Гурвиц (Хозе из Люблина), р. Менахем-Мендл из Римонова, р. Келонимус-Кальман из Кракова (Маор вашемеш), р. Авраам-Йеошуа из Апты, р. Моше-Лейб из Сасова и другие.
Рассказывается, что однажды, сидя за трапезой со своими учениками, р. Элимелех неловким движением опрокинул поставленную перед ним супницу. Супницу наполняли еще два раза, но ее содержимое вновь оказывалось на столе. После третьего крушения супницы юный р. Менахем-Мендл из Римонова, котоырый был особенно духовно близок к наставнику, испуганно воскликнул: «Раби, если они дознаются, нас всех могут за это казнить!» Некоторые ученики громко рассмеялись, посчитав его слова неразумными, а р. Элимелех успокоил его: «Они не дознаются».
Спустя некоторое время выяснилось, что в тот день и в тот час в Вене австрийский император должен был подписать указ, направленный против евреев. Три раза император тянулся за пером, и три раза опрокидывалась чернильница, заливая стол и бумаги. Наконец, император отложил указ и сказал подготовившим его царедворцам: «Господа, я не буду это подписывать! Очевидно, в высших сферах не желают, чтобы это осуществилось».
Р. Элимелех из Лиженска умер двадцать первого адара 5547 /1787/ года.
В 5548 /1788/ году, через год после его смерти, во Львове вышла в свет его книга Ноам Элимелех (Прелесть Элимелеха), содержащая его толкования Пятикнижия.
В этой книге р. Элимелех развил учение о цадике (праведнике). Он писал, что Б-жественное влияние «приходит в этот мир, в основном, через великих праведников… всегда соединенных с высшими мирами» (Ноам Элимелех, Ваера). Стих Торы «И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его» (Шмот 14:31) р. Элимелех объяснял так: «Поскольку они поверили Моше и привязались к нему и поскольку он воздействовал на них своей святостью, получилось, что и они как бы пребывали на его уровне и могли получить Тору — именно благодаря тому, что они привязались и прилепились к Моше» (Ноам Элимелех, Игерет акодеш). «И нет поколения, в котором бы не было праведников, — утверждал р. Элимелех, имея в виду, в первую очередь, великих праведников хасидизма, — но им верят только те, кто не замарал свою святую душу грехами» (там же).
И если в среде хасидов эта книга вскоре приобрела статус основополагающей, то миснагдим (противники хасидизма) обрушили на нее свои критические стрелы, приговорив ее к погребению в генизе (Сарей амеа 4:9). В последующих поколениях высочайший авторитет этой книги был признан всеми направлениями еврейской мысли.
Наставления и высказывания р. Элимелеха из Лиженска, почерпнутые из многочисленных книг его учеников, объединены в антологию Ор Элимелех (Свет Элимелеха).
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Кого считать цадиком? Читайте ответ на нашем сайте
Еще: был ли цадиком царь Давид? Отвечает р. Бенцион Зильбер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.