Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Йеуда, Йосеф, Ваешев, Египет, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Перец бен Йеуда
Несомненно, что сразу после рассказа о продаже Йосефа должен был бы следовать стих «И Йосеф был низвергнут в Египет». Однако Тора пожелала вставить сюда рассказ о Йеуде, чтобы указать на то, что родословная царей Израиля и царей Йеуды начинается с двух качественно разных моментов. Цари Израиля происходят от двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима, которых родила ему египтянка, а потому их царство не было ни истинным, ни справедливым. Но цари Йеуды, которые царствовали в прошлом и которые будут царствовать в будущем, после прихода Машиаха, происходят от двоих сыновей Йеуды, которых родила ему Тамар. А она была достойна того, чтобы от нее произошли святые цари, как в силу ее собственного совершенства, так и потому, что она была дочерью Шема, как говорят наши мудрецы. Поэтому и царство его, установленное Б-гом, стало святым и вечным.
Тора рассказывает, насколько глубоким было Б-жественное вмешательство в обстоятельства рождения Переца, первенца своей матери, от которого произошли царь Давид и царь Машиах. Началось с того, что два околоплодных пузыря прорвались вместе, чего обычно никогда не бывает. А затем, хотя Зерах уже протянул руку, чтобы родиться первым, и повитуха уже навязала на эту руку красную нитку, сказав: «Этот вышел первым!», — все равно затем эта рука вернулась назад: «И было, когда он возвратил руку внутрь, и вот, вышел его брат», — как будто пошел напролом, чтобы родиться первым. Именно поэтому он получил имя Перец, «пробивающий». И им завершается рассказ о рождении сыновей Йеуды, с которых начинается линия царей Йеуды.
В Писании перечислены три великие милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте. Первая состояла в том, что, хотя он был рабом и дух его был стеснен, все же Б-г постоянно присутствовал рядом с ним и постоянно помогал ему. Когда Йосефу рассказали сон, он был готов немедленно истолковать его, предсказав именно те события, которые затем произошли. Такое предсказание было невозможно сделать на основе разума, каких-то знаний или оценок: все они иногда позволяют сделать истинное заключение, но иногда ведут к ошибкам! Йосеф толковал безошибочно, поскольку через него говорил дух Б-га и именно Его слова были у Йосефа на языке, и ни одно из них не было лишним или неправильным. Сам Йосеф тоже постоянно видел сны, через которые получал верное знание о будущем. Стих говорит об этом вкратце: «И был Б-г с Йосефом».
Вторая милость состояла в том, что Йосефу постоянно сопутствовала удача во всех его практических начинаниях. Об этом стих говорит: «…и был он человеком удачливым».
Третья милость состояла в том, что обычно, когда хозяин покупает раба, он посылает его на полевые работы. И уж никогда египтянин не оставит у себя дома еврея: египтяне ненавидели евреев за то, что те ели мясо животных. Но Б-г оказал Йосефу особую милость, и его новый господин решил оставить его у себя, в собственном доме, где тот мог жить привольно, и не отослал его на тяжелую работу. Об этом говорит стих, завершая перечисление Б-жественных милостей: «…и был он в доме своего хозяина, египтянина». Следует обратить внимание, что стих говорит о трех различных благодеяниях Б-га, поэтому в нем трижды употребляется слово «и был».
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»