Душа — это сущность Человека. У человеческой души есть три уровня: нефеш, руах, нешама. Душа бессмертна, она не имеет конца, но у нее есть начало, которую заложил Творец в душу первого человека — Адама. Смысл жизни человека состоит в том, чтобы понять миссию, с которой Творец спустил его душу в этот мир, исправить и очистить свою душу и таким образом достичь максимальной близости к Творцу и наивысшего счастья в Грядущем Мире.
Оглавление
Что такое душа? [↑]
Рамхаль пишет, что душа — это отделенная и очень высокая духовная сущность. Она приходит в человека только для того, чтобы связать его с высшими «корнями», с которыми ему следует быть связанным для того, чтобы его действия с большой силой производили порождения в высших силах.
Иными словами, в каждое явление, в каждый объект «входит Свет», который дает жизнь объекту и позволяет ему существовать. С помощью этого Света Творец управляет миром.
Душа — это сущность человека. Сказали наши мудрецы, что души людей Всевышний печатает на одном монетном дворе, при этом каждая душа — совершенно неповторима. У всех людей одинаковые возможности для формирования и применения качеств своей души. Каждому даны его качества как инструменты, и он обладает свободой выбора, как их использовать.
Рав Менедель Лефин из Сатанова объясняет так: «Хозяин мироздания создал великое и чудесное Творение, внушающее трепет во всех его проявлениях, чтобы раскрыть совершенство Своей мудрости и наполнить все миры Божественной славой. Однако над миром растений и неодушевленных предметов витает вечная и необратимая смерть. В Небесах Всевышний расположил духовный мир ангелов, которые видят Его величие и постоянно наслаждаются созерцанием Божественной славы. Но и им свойственно определенное несовершенство, ибо все духовное изобилие даровано им исключительно из милости, и для его обретения они не прилагают никаких усилий. Всевышнему свойственно даровать благо, и из всех творений Он избрал особенное — души людей, которые Он спускает в нижний мир, дабы они пребывали там в сокрытии животной души на протяжении определенного времени и следовали Его путями, оказывали добро другим людям и позже вернулись к высшему наслаждению, даруемому им в награду за их служение и заслуги».
Скрытая Тора — каббала — говорит, что души всех людей являются частичками души Адама (первого человека), и коллективная цель человечества состоит в том, чтобы исправить первоначальный грех, в котором все мы, в той или иной мере, принимали участие. По факту причастности каждой конкретной души к этому греху определяется её судьба, страдания и испытания. Учитываются также повседневные грехи и заслуги, а также «долги и отпечатки» прошлых жизней — гильгулим кодмим.
Духовное устройство человека [↑]
На русском языке есть одно слово «душа». На иврите же это понятие многоуровневое, и объяснить его одной фразой невозможно. Самый низший уровень души — нефеш, им также обладают и животные. Эта животная часть души напрямую связана с телом, ее роль состоит в том, чтобы поддерживать его. Когда на русском языке говорят: «из него душа вон», имеют в виду тот момент, когда эта душа покидает тело, и все процессы в его организме прекращаются.
Следующий уровень души, ее «надстройка», называется руах. Самое близкое слово, которым «руах» можно перевести на русский язык — это «дух». Руах отвечает за интеллект, и когда мы говорим «я», мы имеем в виду именно эту часть души. Наши эмоции, индивидуальные человеческие качества, их исправление и очищение — являются основной нашей работой над собой.
Более высокий уровень души — это нешама. Этот уровень напрямую связан с высшими духовными мирами. Мышление, постижение мудрости, озарение, стремление к пониманию себя, целей и задач человека, к служению — всё это работа уровня души нешама.
Существуют еще два уровня души, но ими обладает лишь меньшинство людей, это Хая и Йехида. Хая «отвечает» за «энергетику» человека, за проявление волевых качеств. Йехида относится к сфере проявления уникальности личности и ответственна за потребность реализовать свой уникальный потенциал и выполнить ту миссию, с которой душа была послана в этот мир.
Тело и душа [↑]
Учит нас Рамхаль, что в человеке есть то, чего нет ни в каком другом творении, а именно: сочетание двух далеких и отделенных друг от друга сущностей — тела и души. Главное в человеке — это душа. Тело — всего лишь смертная оболочка вечной души, ее одежда.
При этом в иудаизме телу умершего оказываются почести, на кладбищах ставятся надгробия, существует особая заповедь, которая предписывает хоронить мертвых, а в многочисленных войнах, которые Израиль ведет с арабскими «соседями», считается настолько важным забирать павших солдат с поля боя и из рук противника, что часто тела мертвых евреев даже обменивают на живых террористов!
Тело — это не просто оболочка. Об этом Маараль из Праги писал: Бог дал нам тело, состоящее из 248 органов, чтобы мы соблюдали Тору, в которой 248 заповедей. Глубокий смысл этих слов раскрывает известный каббалист, ученик Аризаля, раби Хаим Виталь в своей книге «Врата святости».
Вкратце, он говорит так: у человека есть чистая душа, которая называется «плод» и состоит из 613 духовных органов и сухожилий. Она облачается в нечистую душу, называемую «оболочка плода», которая также состоит из 613 органов и сухожилий. И вместе они облачаются в 613 органов и сухожилий тела. Обе эти души нуждаются в питании. При этом чистая душа получает питание, когда человек соблюдает Тору, состоящую из 613 заповедей. И каждому конкретному органу соответствует конкретная заповедь. Неисполнение какой-либо заповеди ведёт к отмиранию соответствующего ей органа на духовном уровне.
При этом раби Хаим Виталь не сообщает, какому органу какая заповедь соответствует, а пишет только: отсюда следует, что каждый должен постараться выполнить как можно больше разных заповедей.
Понятие души в разных религиях [↑]
Поскольку христианство и мусульманство берут свои истоки из Торы, то и понятие души в этих религиях тоже взято из иудаизма. Христиане определяют душу как бессмертную, разумную, деятельную духовную силу, которую человек получает от Бога при творении и которая составляет с телом единый организм. Отцы церкви наделяют душу тремя силами или способностями: разумная сила (словесная, мыслительная), раздражительная (чувствующая, эмоциональная) и вожделеющая (связанная с волей человека и его стремлениями).
В исламе душа выражается двумя различными понятиями: нафс и рух (мы видим параллели с «нефеш» и «руах»). Ранняя арабская поэзия, Коран и разные мусульманские толкователи по-разному определяют нафс и рух, но в целом, мусульмане верят в то, что душа дана человеку Свыше, она имеет начало, но не имеет конца, а также что после смерти душа поднимается в Рай, опускается в Ад либо ждет Суда между Небом и Землей.
Бессмертие души [↑]
Душа человека не появляется вдруг ниоткуда в момент его рождения; она существует до того, как он появляется на свет и продолжает существовать после его смерти.
По сути, душа — часть Творца. И так как Творец — вне времени и вечен, душа человека также вечна. Душа находится в состоянии ожидания в предназначенном для этого месте, где покоится и наслаждается близостью Света Творца. На каком-то этапе, согласно Плану и Воле Творца, приходит момент именно этой душе спуститься в мир.
Задача каждой души состоит в том, чтобы завершить все свои позитивные задачи (заповеди), но при этом не нарушить запретов. Пока она не исполнила всю свою миссию, она будет возвращаться в этот мир в других телах, и тогда, если удостоится будущего воссоединения с телом, — каждая часть души, исполнившая определенные заповеди в конкретном теле, войдет в это воссозданное тело, когда наступит Воскрешение из мертвых.
Соответственно, в другое тело войдет часть души, исполнившая заповеди в нем. Однако, если в одном из тел она нарушила запреты, исключающие возможность воссоздания тела в будущем, это тело будет стерто, расформировано вовсе, а душа войдет в этом мире в другое тело, в котором должна будет исправить нарушенное — через страдания или раскаяние. Таким образом, есть тела, которые не удостоятся встать в будущем, но души, бывшие в них, войдут в те тела, в которых исправили нарушенное. Но даже если нарушения были не очень тяжелыми, душа также не удостоится окончания труда в этом мире, пока не исправит всё, что исказила.
Душа и смысл жизни человека [↑]
Человек — единственное существо, которое постоянно задается вопросом о том, есть ли смысл в его жизни. Так устроен человеческий разум: он ищет и находит смысл во всём вокруг: в предметах, явлениях, в деяниях, речи, мыслях.
Разум атеиста, не допускающий существования Высшего Разума и души, подменяет понятие смысла жизни другим понятием — смысла жизни внутри неё самой. То есть атеизм предлагает постоянно искать промежуточные цели в жизни, достигать их, чувствовать иллюзорное удовлетворение, затем находить следующую цель и снова идти к ней — и так пребывать в процессе, лишённом общего смысла, до самой смерти.
Религиозная точка зрения требует от нас приподняться над человеческой жизнью, выйти за ее пределы и посмотреть на цель всего Творения в его совокупности. На эту тему поводу еврейскими мудрецами написано множество трудов, и все они говорят, в первую очередь, о главном: о реализации роли Творца в созданном Им мире.
Сущностью самого Творца является Благо. Чем больше приближается творение к Творцу, тем больше блага оно от Него может получить. И чем больше подобия существует между двумя субстанциями, тем они более близки. Для этого Творец изначально и сотворил Творение — Первого Человека, — «по образу и подобию», чтобы наделить его возможностью приближения.
Но может ли человек быть подобен Богу, ведь Бог — совершенен? Творец наделил несовершенного человека потенциалом личного совершенства, которого он сможет достичь, если сам этого захочет.
Это желание Бог оставил полностью на волю человека, тем самым предоставив ему свободу выбора: либо желать искать совершенство и стать самому причиной его обладания, уподобляясь этим Творцу, либо не желать этого.
Поэтому и человек был сотворен таким образом, чтобы он мог ощутить полную независимость и обособленность от Творца — до такой степени, чтобы прийти к выводу, что Творец не существует.
Для этого Человек был сотворён из двух противоположностей: утончённой души и грубого тела. Душа будет хотеть искать совершенства, стремиться к истине, к цели своего творения, и это будет называться добром. А тело будет этому препятствовать и уводить к иллюзорным целям, ко лжи, и это будет называться злом.
В этом постоянное испытание человека: находясь между добром и злом, он должен сам захотеть выбрать добро и устраниться от зла. Стать более совершенным и подобным Творцу — в этом состоит истинная цель жизни каждого человека.
И тогда очевидно, что смысл человеческого существования состоит в том, чтобы в течение подаренных земных лет построить собственное «я», способное удостоиться вечного наслаждения близости к Творцу.
Чистая душа как источник счастья [↑]
Каждый человек ищет счастья. Многие, к сожалению, не задают себе лишних вопросов и останавливаются на тех наслаждениях, которых жаждет животная душа: еда, развлечения, интимные отношения, покупки, власть, деньги. Но самое высшее наслаждение находится вовсе не в этой области, оно целиком и полностью принадлежит духовной сфере.
Истинного счастья может достичь только тот, кто понимает, что душа приходит на землю, чтобы пройти испытание, сделать себя более совершенной и покинуть этот мир, пожиная плоды собственных усилий.
Душа человека по сути своей бессмертна, поэтому жаждет вечной жизни и на земле. Она взята из места под названием Таануг Ницхи — «вечное наслаждение», поэтому постоянно и толкает человека к поиску удовольствия здесь, на этом свете.
Рамхаль говорит в «Месилат Йешарим», что человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Всевышним, светом Его. Это — истинное, утонченное наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть. И по-настоящему, место этого наслаждения — мир будущий, который мы увидим после смерти, ведь только он создан и приспособлен для этого. Но лишь чистые души способны воспринять это наслаждение и достичь полнейшего счастья.
Как можно очистить душу? [↑]
Великий Учитель Торы раби Элиягу из Вильно — Виленский Гаон — указал нам на три направления, при помощи которых мы можем очистить и исправить свои души:
1. внимание к собственной речи — убрать из своей речи как злословие (лашон hа-ра), так и пустословие (дварим бателим);
2. изучение Торы — системное и последовательное;
3. постоянное совершение добрых дел.
***
У нас на сайте вы можете ознакомиться с большим выбором материалов об устройстве души и еврейском взгляде на нее, а мы вам рекомендуем прослушать цикл лекций рава Ашера Кушнира «Анатомия человеческой души».