Оглавление
Общие законы постов [↑]
Посты в еврейском календаре [↑]
Мудрецы установили следующие даты как общие для всего еврейского народа посты:
3-е тишрея (пост Гедальи), 10-е тевета (Асара бетевет), 17-е тамуза (Шваэсре бетамуз), 9 ава (Тиша беав)
В эти дни наш народ постигли трагические события, отнявшие от нас огромные духовные ценности.
13-е адара — день «Таанит Эстер» («пост Эстер»).
13-го адара в дни Мордехая и Эстер над еврейским народом нависла угроза полного уничтожения. Весь народ постился и молился Б-гу о спасении, и враги евреев были преданы им в руки.
Цом Гедалья
«Цом Гедалья» (пост Гедальи) приходится на 3-е тишрея, и если это суббота, то он переносится на 4-е тишрея.
В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, которого царь Вавилона назначил правителем над евреями, оставшимися в Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из них. Подробнее об истории поста Гедальи
Законы поста [↑]
Если пост — «таанит цибур» — выпадает на субботу, то его переносят на воскресенье, за исключением «Таанит Эстер», который переносится в таком случае на четверг, предшествующий субботе, а также поста Йом Кипур, который вообще не переносится на другой день.
В книге пророка Йона сказано о раскаянии жителей города Нинвей (Йона, 3:20): «И увидел Б-г их дела». ХАЗАЛ говорят об этом (в Гемаре «Таанит»): «Не сказано, что увидел их пост и траур, но увидел Б-г их дела». Дни поста предназначены для раскаяния, раздумий о своём духовном состоянии и необходимости исправить свои деяния. Мысль о разрушении, изгнаниях и несчастьях, постигших наших отцов в прошлом, должна вернуть нас к путям Всевышнего. Тшува останавливает бедствие..
Запрет есть и пить [↑]
В дни общественных постов запрещено есть и пить. Тот, кто ел или пил по ошибке или умышлению, обязан продолжить поститься. Нельзя также споласкивать рот и чистить зубы.
Все посты (кроме Тиша Беав) начинаются с самым началом рассвета и продолжаются до появления звёзд; в ночь перед этим можно есть и пить, однако тому, кто спал ночью и проснулся до рассвета, можно будет есть ночью только в том случае, если он мысленно обусловил это заранее.
В дни таанит цибур (кроме Тиша Беав и Йом Кипур) разрешается пить и есть беременным или кормящим женщинам и больным.
Даже те, кому разрешено есть в таанит цибур (дети или взрослые по указанным выше причинам), не должны наслаждаться изысканными блюдами или напитками, а есть и пить только необходимое для поддержания организма и пребывать в скорби вместе со всеми евреями.
Молитва и пост [↑]
Утром после молитвы читают «слихот». В «Цом Гедалья» произносят слихот до молитвы, как и во все остальные «десять дней тшувы».
В «слихот», текст которых приводится в сидурах и в специальных молитвенниках, мы молимся и просим Б-га, чтобы Он простил наши грехи и избавил нас от всех наших несчастий. Произносят также молитву «אבינו מלכנו», приводимую в сидуре после Шмоне Эсре.
Читают Тору «ויחל משה» (Шмот, 32). В этом отрывке говорится о раскаянии и 13 качествах милосердия Б-га
К Торе вызывают только тех, кто постится.
В минху снова читают отрывок «ויחל משה», а затем читают афтару «דרשו ד» בהמצאו קראוהו בהיותו קרוב». В афтаре также говорится о тшуве.
В благословении «שמע קולנו» в Шмоне Эсре те из молящихся, кто постится, добавляют молитву «עננו», как приведено в сидуре. Евреи восточных общин говорят «עננו» также и в Шмоне Эсре утренней молитвы.
В минху и таанит цибур те из коаним, которые постятся, благословляют молящихся, если молятся незадолго до захода солнца («минха ктана»). По мнению Хазон Иш, это благословение произносят также, если читают молитву «минха гдола» (начиная с истечения получаса после полудня).
В диаспоре, где коаним произносят благословение лишь в праздничной молитве мусаф, шлиах цибур говорит в минхе поста «אלקינו ואלקי אבותינו ברכנו וכו».
После Шмоне Эсре все молящиеся читают молитву «אבינו מלכנו». В шахарит и в минху, при повторении молитвы, шлиах цибур произносит молитву «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו».
Существует мнение, что шлиах цибур говорит «עננו» в указанном выше месте и молящиеся читают в Торе «ויחל משה», только если присутствуют десять постящихся. Если их меньше, то «עננו» говорят в благословении «שומע תפילה», как в частной молитве Шмоне Эсре, а вышеуказанный отрывок из Торы не читают. По другому мнению, шлиах цибур говорит «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו» и читают в Торе «ויחל משה», даже если есть лишь семь постящихся в миньяне. В понедельник и четверг читают в Торе даже, когда есть только шесть постящихся. Если же нет и шести, то читают недельную главу, как обычно.
Другие статьи, видео и аудиоуроки по теме «Посты» [↑]
Тематический обзор по теме 9 Ава
Видеоурок Рава Элияу Левина
Еврейские посты. Законы постов
Видеоурок Рава Элияу Левина
Пост Гедальи [↑] [↑]
Статья Рава Элияу Ки-Това
Пост Гедальи и 10 дней раскаяния
Статья Н. Изаксона
Глава из книги «Суббота. Праздники. Будни.» рава Зеева Гринвальда
Пост 10 Тевета [↑] [↑]
Статья Рава Элияу Ки-Това
Статья о 10 Тевета, законы траура по Иерусалиму и Храму
Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов
Аудиолекция Хавы Куперман
Видеоурок Рава Давида Хазанкина
Пост 17 Тамуза [↑] [↑]
Статья Рава И.-М. Лау
Законы траура по разрушению Храма, пост 17 тамуза
Видеоурок Рава Лейб Нахмана Злотника
Пост 9 Ава [↑] [↑]
9 Ава. Законы Девяти Дней (с рош ходеш Ав до окончания поста)
Статья
История поста девятого ава
Статья Рава Ицхака Зильбера
Законы поста 9 ава, когда он начинается сразу после субботы.
Статья Рава Лейб Нахмана Злотника
Пост Эстер [↑] [↑]
Пост Эстер
Статья Рава Ури Калюжного
Законы поста Эстер и чтения Мегилы в Пурим
Рав Шломо Ганцфрид, из книги «Кицур шульхан арух»