Наставление от раби Элимелеха из Лиженска
1)Когда человек не занят изучением Торы, и, тем более, когда он сидит один в комнате или лежит на кровати и не может заснуть, пусть мысленно исполнит предписывающую заповедь (мицват асэ) «И освящусь Я в среде народа Израиля». Пусть представит в своей душе и нарисует в мыслях, как будто перед ним пылает огромный и страшный огонь, доходящий до сердца небес. И для освящения Имени Творца, да будет Он благословен, человек преодолевает собственную природу и бросается в огонь. И это мысленное самопожертвование Всевышний засчитает человеку, как будто тот сделал это на самом деле. И выйдет, что он не бездельничает, а исполняет предписывающую заповедь из Торы.
2)И то же самое пусть представит в первом стихе молитвы «Слушай, Израиль» и в первом благословении молитвы «Шмоне эсре». И ещё представит, что если все народы мира будут мучить его самыми страшными пытками и сдирать с него кожу, чтобы он отрёкся от веры в единого Творца, то он вытерпит все страдания и не согласится с ними, упаси Б-г. И этим он исполняет заповедь чтения «Шма» и молитвы строго по закону.
3)Также во время еды и супружеской близости представит такое самопожертвование, И когда почувствует материальное наслаждение, пусть подумает о том, что сказано выше. И сразу же скажет устами и сердцем, что большее удовольствие и радость он получил бы, исполняя предписывающую заповедь «И освящусь», как упомянуто выше, чем чувствовать это материальное наслаждение, берущее начало в грехе первого человека. И скажет так: «Даже если меня схватят посреди трапезы или супружеской близости и будут пытать, я бы больше радовался, освящению Имени Творца, чем этому материальному удовольствию». Только пусть будет осторожным, говоря в своём сердце искренне, чтобы в момент действия это намерение утвердилось в глубинах его сердца по истине, без обмана самого себя и Творца, благословен Он.
4)Перед любым действием: изучением Торы, молитвой или исполнением заповедей — пусть приучит себя человек говорить: «Я делаю это во имя единения Пресвятого и Его Шехины, чтобы сделать приятное Творцу, благословенно Его Имя». И приучит себя произносить это из глубины сердца, и со временем, говоря эти слова, почувствует большое духовное пробуждение.
5)Когда человек почувствует, что пробуждается в нём одно из плохих качеств, которые в нем укоренились: например, упрямство и гордость, лень или никчемное бездействие, которые приводят к скуке, сразу же соберется силами и скажет так: «Акнаани, Ахити, Аэмори, Апризи, Ахиви вэАйевуси вэАгиргаши» и спасётся. И пусть приучит себя, чтобы не смотреть дальше четырех локтей, даже находясь у себя дома, и, тем более, находясь в синагоге, и в комнате, где он изучает Тору, и идя по улице. В момент, когда появится перед ним женщина, даже его жена и маленькие дети и т. п., представит перед своими глазами имя «Адо-ной».
6)Когда придут к нему блудливые мысли, да да сохранит Всевышний, пусть скажет несколько раз «Вэнишмарта миколь давар ра» (И оберегайся от всего дурного), и подумает о том, что сказали мудрецы, благословенна память о них, чтобы человек не размышлял (о близости) днём, потому что это приведёт к осквернению ночью, и не позволит этим мыслям задержаться в мозгу, чтобы не осквернить Высший Разум.
7)Когда предстанет перед ним то, на что запрещено смотреть: например, спаривающиеся животные или птицы, или открытое место у женщины или даже его жены в период ее нечистоты, пусть сразу скажет пасук «Вэлё татуру ахарей левавхем вэахарей эйнехем ашер атем зоним ахарейэм» («И не будите блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас»), и не осквернит своей мысли, да обережет Всевышний.
8)Пусть приучит себя человек не начинать разговора ни с одним человеком, разве только по большой надобности. И то, что необходимо, скажет коротко, и слова будут просеяны в тринадцати ситах, чтобы в в его речи не было никакого вранья, Б-же упаси, и никакого подхалимства, никакого злословия и сплетен, никакого устыжения других и никаких советов другим. И приучит себя следовать правилу, которое сказали мудрецы, благословенной памяти: « Приучи свой язык говорить: я не знаю». Когда говорят с ним люди, которые не остерегаются пустословия, должно отдалиться от них всеми силами и разными приёмами. А когда это совсем невозможно, по крайней мере, сократи? разговор до минимума, сказав только то, что он обязан им ответить.
9)Сразу после пробуждения ото сна пусть приучит себя человек произносить: «Благодарю я тебя, Царь живой и сущий, что возвратил мне мою душу в милости. Велика твоя верность». И пусть скажет в сердечной радости на языке, который понимает: «Благословен Всевышний, давший мне заповедь облачаться в цицит, которыми я окружён, и заповедь об утреннем омовении рук, чтобы удалить с них нечистый дух, пребывающий на них». И сердце его наполнится радостью, и примет на себя ограду малословия, как упомянуто выше.
10)И пусть человек тщательно соблюдает постоянный порядок изучения Торы сразу после пробуждения ото сна. И после того как скажет «Тикун хацот» и «Цетл катан», даже на самую малость пусть не отвлекается от изучаемой книги. И после того как скажет молитву «Ана Ашем» (рабейну Йона) и молитву «Я хочу изучать» (Шла акадош), приложит все усилия, чтобы голова не была занята никакими другими мыслями, кроме как мыслей об изучаемом и о «Цетл катан», потому что заключённый в нём свет обратит тебя к лучшему.
11)Пусть приучит себя человек молиться во всюсилуи голосом, пробуждающим внутрений настрой. И пусть прилепится мыслью к произносимым словам, обратившись лицом к стене, глядя в молитвенник, и не смотря по сторонам от начала молитвы и до её конца. И при повторении «Шмоне эсрэ», будет сосредоточенно смотреть в молитвеник, чтобы со всей силой отвечать «Амен» на каждое благословение. А во время чтения Торы пусть прислушивается к каждому произносимому чтецом слову, как и при чтении Мегилы. И, находясь в доме молитвы, сделает себя немым даже до начала молитвы и после неё до возвращения домой.
12)Пусть всегда, и особенно в час чтения «Цетл катан», рисует человек в своих мыслях, будто стоит рядом с ним человек и побуждает его громким голосом исполнить все правила поведения, которые написаны здесь. И чтобы не пропустить ничего из приведенного здесь, даже малой точки. И когда приучит себя к такому поведению, тогда со временем придёт к нему большое пробуждение со стороны его души: искры огненные, пламя Б-га.
13)Следует постоянно рассказывать наставнику, указывающему человеку путь Творца, и даже верному другу все мысли и дурные побуждения, которые против нашей святойТоры, и которые злое начало поднимает к мозгу и сердцу, будь то в час изучения Торы и молитвы, или лежа в кровати, или посреди дня. И не скрывать ничего по причине стыда. И за счёт этого рассказа человек сокрушает своё злое начало, чтобы в следующий раз оно не действовало с такой силой. Помимо этого, он сможет получить добрый совет от друга, как служить Творцу, а это чудесное средство!
12)Человек должен чрезвычайно тщательно следить за тем, чтобы каждый день повторять написанное здесь и объяснять для себя каждую фразу на понятном ему языке. И пусть станет для него незыблемым правилом перед супружеской близостью изучать главу 16 из книги «Рейшит хохма» и правила поведения Аризаля. А если позволит время, пусть прочитает также главу 17 из книги «Рейшит хохма». И это будет для него железным правилом.
13)Перед омовением рук перед хлебом пусть скажет человек молитву о покаянии (Рабейну Йона). А после благословения на хлеб скажет так: «Во имя единения Пресвятого, благословен Он, и Его Шехину и т. д. Я принимаю пищу не для телесного наслаждения, Б-же упаси, а для того, чтобы тело было здоровым для служения Творцу, благословен Он». И не будет помехой никакой грех и мысль о запрещёном или материальное наслаждение, чтобы за счёт искр святости, находящихся в этой еде и в этом питье, соединить Пресвятого, благословен Он, с Его Шехиной. И да будет намерение человека, когда он ест или пьёт, что ощущаемый им во рту вкус есть внутренняя святость И что искры святости, находящиеся в этих еде и питье, за счёт потребления этой пищи, её пережёвывания и переваривания он поднимает вверх, чтобы не упали они в нечистоту. И тогда его душа получает удовольствие от внутренней святости пищи, а отходы превращаются в излишки и отталкиваются к силам нечистоты. И примет в мыслях, что, как только он почувствует надобность в естественых отправлениях, не задержит эти отходы внутри себя, чтобы не осквернить, да сохранит Г-сподь, свой мозг и сделать отвратительной свою душу, оставив испражнения даже на один миг. И во время еды нарисует перед собой буквы מאפ"ל написанные шрифтом «ашурит», и осознает, что числовое значение этих букв (91) соответствует числовому значению Имени «Ав-эйе» в сочетании с именем «Адо-ной».
14)Человек пришёл в этот мир только для того, чтобы перебороть собственную природу. Поэтому должен поторопить себя, чтобы исправить свои качества в восемнадцать в восемнадцать лет именно, как будет объяснено. Например: тот, кто родился упрямым по своей природе, должен перебарывать свою природу сорок дней подряд, делая совершенно обратное тому, что хочет в своих мыслях. Лентяй же по природе пусть приучит себя сорок дней подряд делать всё расторопно: при отходе ко сну, или вставая утром с постели, одеваясь или омывая руки, очищая своё тело. И после изучения книги встанет расторопно, чтобы пойти в синагогу и т. п. А тот, кто стеснителен по своей природе вредящей ему стеснительностью, пусть приучит себя сорок дней подряд молиться громким голосом и движением частей своего тела исполнить написанное «Все кости мои скажут». И пусть благословляет на Тору громким голосом до тех пор, пока не помогут ему с небес избавиться от плохой стеснительности. И тот, чья речь не выходит красивой и правильной из-за его природной привычки, приучит себя сорок дней прислушиваться к своим словам о будничном или святом или словам во время учёбы, ибо привычка правит всем. И также тот кто по природе не усердный в учёбе, пусть приучит себя тоже сорок дней изучать больше своей привычки. И каждый раз перед изучением Торы пусть заглядывает в мой «Цетл катан». И с этого момента и дальше помогут ему с небес продвигаться в борьбе с дурными качествами до их полного уничтожения.
15)В любое время, когда человек не занят изучением Торы и молитвой, пусть изучает наизусть необходимые ему молитвы, например: «Тикун Рахель» и «Тикун Лея», молитву о покаяние «Ашав» (Рабейну Йона), благословение луны, «Брих Шмей», «Аль аколь», «Модим». А внутренним настроем при этом должно быть «И освящусь Я в среде народа Израиля», как написано выше. 1 Как пишут свитки Торы, тфилин и мезузы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.