Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Америка, Катастрофа, Спасение жизни, Рав Александр Кац
Раби Элиэзер Сильвер (5642-5728 /1882-1968/ гг.) — один из духовных лидеров еврейских общин США.
Родился в местечке возле г. Ковно (Каунаса).
В юности прославился как илуй (вундеркинд).
Учился в Двинске (Даугавпилсе) у р. Меира-Симхи Акоэна (Ор Cамеах) и р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева), а позднее — у раввина Бриска (Брест-Литовска) р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер) и раввина Вильно (Вильнюса) р. Хаима-Озера Гродженского.
Эмигрировал в США, где возглавил общину г. Гаррисберга, штат Пенсильвания. В последующие годы он стал раввином г. Спрингфилда, расположенного в штате Массачусетс, в Новой Англии, а затем возглавил крупную общину г. Цинциннати, в штате Огайо, на севере США.
В 5683 /1923/ году р. Сильвер был избран на пост наси (председателя) Объединенного комитета ортодоксальных раввинов США и Канады (The Union of Orthodox Rabbis of the United States and Canada). В том же году, выполняя поручение своего наставника р. Хаима-Озера Гродженского, ставшего руководителем всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), р. Сильвер основал и возглавил американское отделение этой организации.
В 5700 /1939/ году, с началом второй мировой войны, р. Сильвер организовал Ваад аацала (Комитет спасения), призванный вызволить из пылающей Европы знатоков Торы — и в первую очередь, преподавателей и учащихся более, чем тридцати прославленных ешив, нашедших временное убежище в Вильно.
«Народ Израиля находится на пороге Катастрофы, — предостерегал р. Сильвер, выступая на одном из первых заседаний Комитета в месяце кислев 5700 /1940/ года. — …Мы должны отыскать пути спасения сокровищ Торы: …наших наставников, гаонов и студентов ешив. …Ведь именно оттуда, из Польши и Литвы, изливался на нас свет Торы, там был источник духовного влияния» (Бесетер раам с.60-61).
Сначала руководители Ваада попытались получить въездные визы в США для всех знатоков Торы, бежавших от нацистов и коммунистов. Но все предпринятые ими усилия натолкнулись на упорное противодействие Джойнта и других светских еврейских организаций, которые опасались, что прибытие в Америку нескольких десятков прославленных ешив «будет иметь непредсказуемые политические, социальные и другие последствия». Иными словами, представители ассимилированного еврейства США не желали резкого изменения духовного климата в «Новом Свете» (там же с.183).
Тогда Ваад аацала попытался получить сертификаты, предоставляющих право легальной алии на Землю Израиля. Но и в данном случае светские сионистские организации не были заинтересованы в резком увеличении в подмандатной Палестине числа евреев, соблюдающих законы Торы. В дальнейшем руководители Ваада ухватились за новый проект, связанный с получением фиктивных виз на остров Кюрасао, принадлежащий Голландии, — ведь и эти визы давали призрачную надежду вырваться из Литвы, включенной тем временем в состав сталинского Советского Союза. Ваад оплатил львиную долю расходов, связанных с оформлением документов в голландском консульстве, получением японских транзитных виз, проездом через СССР по транссибирской магистрали и путешествием на корабле до Японии. Зимой 5701 /1941/ года руководителям Ваада удалось добиться для еврейских беженцев, временно находившихся в Японии, права на въезд в китайский город Шанхай (там же с.184).
Сотрудники Ваада осознавали, что от их деятельности зависит не только спасение знатоков Торы, но и будущее всего еврейского народа. Они действовали с полной самоотдачей и стремительно, как в момент смертельной опасности, — в соответствии с раввинским постановлением, прямо в шабат посылались некоторые срочные телеграммы и совершались неотложные поездки по делам Ваада (там же с.183).
Осенью 5704 /1943/ года, за несколько дней до Йом Кипура, р. Сильвер организовал в Вашингтоне марш к зданию Конгресса, в котором приняло участие более трехсот ведущих раввинов США. Целью этой манифестации было привлечь внимание американского правительства и общественности к трагедии евреев Европы. Участники марша встретились с несколькими влиятельными конгрессменами, однако у президента Рузвельта «не нашлось времени», чтобы принять их, — американские власти не желали, чтобы их участие в войне было истолковано как помощь евреям (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.156).
«Мы дошли до главы Ахарей Мот (“После смерти” — название недельной главы Торы), — сказал р. Сильвер на одном из последних военных заседаний Ваада. — Мир Торы разрушен, нам следует мобилизоваться и отстроить его заново» (Бесетер раам с.503).
Летом 5706 /1946/ года он отправился в послевоенную Европу.
В сопровождении своего сына, р. Давида Сильвера, раввина г. Гаррисберга, он посетил лагеря для уцелевших нацистских узников в Бельгии, Голландии, Франции, Германии, Чехии и Польше. В польских городах Кракове и Лодзи он давал уроки Торы для спасшихся студентов ешив. Вместе с р. Йекутиэлем-Йеудой Халберштамом (Адмор из Клаузенбурга), бывшим узником Аушвица (Освенцима), р. Сильвер разработал широкую программу помощи выжившим в Катастрофе. Средства на осуществление этой программы — сотни тысяч долларов — предоставил специальный фонд при Вааде, созданный р. Сильвером (там же с.504).
По всему пути р. Сильвер занимался вызволением еврейских детей, спрятанных в годы войны в христианских монастырях и семьях. Он передвигался в форме американского офицера высокого ранга, что в значительной степени облегчало его задачу. Однажды к нему обратился бывший узник Аушвица, который знал, что двое его детей находятся в католическом монастыре, — однако служители монастыря, заинтересованные в том, чтобы дети остались христианами, препятствовали их встрече. Пользуясь магической силой своей офицерской формы, р. Сильвер беспрепятственно проник в трапезную монастыря. Став посередине огромной залы, он напевно прочитал: «Шма, Исраэль! Ашем Элокейну, Ашем эхад!». Двое детей вскочили со своих мест — с первых лет жизни они привыкли произносить эти слова перед сном. Р. Сильвер отвел детей к отцу, заключившему их в объятья (The best of Olomeinu, series two, p.92-93).
События военного и послевоенного периода своей жизни р. Сильвер описал в книге Хурбан ун ретунг. Толдот Ваад аAцала беАмерика («Разрушение и избавление. История Комитета спасения в США»), изданной им в Нью-Йорке 5717 /1957/ году.
Его толкования Торы опубликованы в книге Анфей Эрец («Ветви земли»).
В 5710 — 5720 /1950-1960/ годы р. Сильвер был общепризнанным духовным лидером евреев Америки.
Когда дело касалось отстаивания принципов Торы, он отличался исключительной бескомпромиссностью и настойчивостью, но, вместе с тем, он действовал с изумительной деликатностью — улыбка редко покидала его лицо. Многие общины приглашали его в качестве арбитра при различных конфликтах, и его решения, как правило, беспрекословно принимались всеми вовлеченными в конфликт сторонами (Энциклопедия левейт Исраэль, т.16).
Р. Элиэзер Сильвер умер пятого швата 5728 /1968/ года.
Подробное описание его деятельности содержится в книге: Aharon Rakeffet-Rothkoff, The Silver Era in American Jewish Orhtodoxy, Jerusalem 1981 («Эра Сильвера в истории американского ортодоксального еврейства»).
Читайте: полный обзор темы Америка и евреи
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.