Темы: Судьба, Даниэль Шевелевич, Бааль Тшува, Советский Союз
Когда я был по делам в Америке, мне посчастливилось познакомиться с человеком необычной судьбы по имени Борух-Айзик Соловьев, работавшем в Москве директором цирка, а ныне проживающем в Бронксе. Старый журналистский зуд не дал мне спокойно забыть про встречу с этим замечательным евреем. Я понял, что просто обязан познакомить русскоязычных евреев Америки с Борухом-Айзиком с целью облегчить их путь возвращения в еврейство.
Борух-Айзик родился в Москве 50 лет назад. Из-за тяжелых семейных обстоятельств младенцем попал в дом ребенка и до 14 лет воспитывался в детском доме, где царил тюремный режим в сталинском палочном варианте: за малейшую провинность ребенка жестоко избивали металлическим прутом. Тяжелые испытания, выпавшие на его долю, не смогли сломить характер подростка, который не прекращал искать путь к свободе.
Однажды Борух-Айзик, услышав, что в парк им. Горького приехал передвижной цирк Шапито, сбежал из детского дома и впервые попал в цирк. Ему удалось познакомиться со служащим по уходу за животными, который предложил мальчику помогать ему в этой работе. Быстро пролетело время гастролей, и цирк начал собираться в дорогу. Борух-Айзик уже настолько влюбился в цирк, что не мыслил свою дальнейшую жизнь без него. Он стал умолять руководство цирка взять его с собой. Директор цирка Солдатов пожалел мальчика и под свою ответственность разрешил взять его на гастроли в город Николаев. А через месяц сироту забрали обратно в детский дом.
В 16 лет Борух-Айзик закончил школу-интернат. Это совпало с очередным приездом передвижного цирка в Москву. Борух-Айзик побежал в цирк, и опять директор Солдатов проявил заботливое участие в судьбе подростка: помог ему устроиться униформистом в цирк на Цветном бульваре, в программу «Кругом — 13», в которой участвовали известные клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Никулину понравился старательный униформист, и он посоветовал Борух-Айзику наблюдать за работой артистов и участвовать в репетициях. Главный режиссер цирка Марк Местечкин, посоветовавшись с Юрием Никулиным, порекомендовал Борух-Айзика для поступления в Московское эстрадно-цирковое училище.
Успешно закончив его и проведя 4 года в упорных напряженных тренировках, Борух-Айзик попал на работу в «Союзцирк» в качестве артиста оригинального жанра — эквилибриста. Напомню читателю, что эквилибрист — это артист, держащий баланс с помощью шеста и передвигающийся по проволоке под куполом цирка. Работа опасная, требующая гимнастической подготовки. 30 лет жизни отдал Борух-Айзик цирку, объездив с ним весь Советский Союз и 20 стран мира.
Однажды на одной из тренировок артист получил травму живота. Последовала сложная операция, а затем реабилитация. Но работать эквилибристом Борух-Айзик уже не мог. Он перешел на административную работу, а в последние годы возглавлял Московский государственный цирк.
В разговоре со мной Борух-Айзик подчеркнул особую роль, которую сыграл в его нелегкой жизни замечательный артист цирка и кино Юрий Никулин. Борух-Айзик считает его своим вторым отцом. Известный артист по существу вырастил Борух-Айзика: помогал всем чем мог, постоянно приглашал к себе домой, проявлял поистине доброе и чуткое отношение, которое, к большому сожалению, Борух-Айзик не получил в своем тяжелом одиноком детстве.
По словам Борух-Айзика Юрий Никулин, вероятно, был евреем. Юный униформист часто замечал, как перед выступлением перед публикой в цирке известный клоун что-то шептал несколько минут — очевидно, молился об успехе номера. Последние минуты жизни Юрия Никулина Борух-Айзик был рядом с ним в больнице, великий артист скончался на его руках.
Будучи в Москве влиятельным человеком, Борух-Айзик всегда старался помочь евреям, работавшим в цирке: используя связи в Мосгорисполкоме, он организовывал похороны бедных людей, доставал дефицитные товары и лекарства.
Три года назад из-за преследования властями его жены Нины, работавшей директором еврейской школы искусств, Борух-Айзик с женой эмигрировали в Америку и поселились в Бронксе. И здесь произошло удивительное: у бывшего циркового артиста пробудился живой интерес к своим национальным корням — еврейскому образу жизни, о котором он не имел ни малейшего представления. Появилось желание изучать Святую Тору и выполнять заповеди, в ней указанные.
Произошло то, что называется в еврейской традиции хазара би-тшува (дословно в переводе — «возвращение в раскаянии»). Борух-Айзик стал регулярно посещать синагогу в Бронксе, молиться по переведенному на русский язык молитвеннику. В его синагоге уже существует миньян из выходцев из бывшего Советского Союза.
Очень и очень непросто преодолеть силу привычек и начать в уже немолодом возрасте делать первые практические шаги в выполнении заповедей: соблюдать Святую субботу во всех тонкостях, перевести кухню на уровень кошерной. Жена Нина начала зажигать субботние свечи и произносить главную еврейскую молитву — «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль»).
Большой интерес к Святой Торе и изучение книг по иудаизму очень помогают в духовном продвижении. Сильный толчок дало возвращение после 50 лет жизни к своему настоящему еврейскому имени, которое теперь благословляет дальнейший путь. Борух-Айзик рассказал мне, что задушевные молитвы, субботние гимны в синагоге очень успокаивают, снимают напряжение, помогают легче перенести суровую эмигрантскую действительность. В эти моменты Борух-Айзик особенно чувствует приближение к Всевышнему, благословен Он, даровавшему еврейскому народу Святую Тору.
Сейчас, смотря назад на всю свою прожитую нелегкую жизнь, Борух-Айзик понимает, что все годы его сопровождало Б-жественное провидение (по-еврейски — ашгаха пратит). Он уверен: в мире нет ничего случайного, абсолютно все находится под Б-жественным наблюдением и контролем и происходит по Его, благословен Он воле.
Борух-Айзик вспоминает невероятный, поразительный случай, происшедший с ним в далекой юности. Он стоял в парке в передвижном цирке у клетки с тигром. К нему подошла компания подвыпивших хулиганов и потребовала дать им сигареты. Получив отказ, один из хулиганов занес руку с кастетом над Борух-Айзиком, который повернулся спиной к клетке. И в это мгновение тигр, просунув лапы между прутьями клетки, обхватил ими Борух-Айзика и тем самым защитил его от удара бандита. Хулиганов обуял страх, и они поспешили покинуть парк.
Сегодня Борух-Айзик видит в этом случае руку Творца, благословен Он, который спас таким невероятным способом артиста от бандитов. В его мировоззрении произошел переворот, появилось правильное видение окружающего мира и отношение к жизни. Борух-Айзик очень надеется, что евреи — выходцы из бывшего Советского Союза, десятилетиями оторванные от своих традиций, вернутся к еврейским корням, ощутят себя частицей святого народа Торы, с радостью невзирая ни на какие трудности и препятствия, примут к соблюдению заповеди Творца, благословен Он.
Ибо в этом и есть историческое предназначение еврейского народа, которое приведет весь мир к процветанию и миру.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»