Темы: Судьба, Даниэль Шевелевич, Бааль Тшува, Советский Союз
Когда я был по делам в Америке, мне посчастливилось познакомиться с человеком необычной судьбы по имени Борух-Айзик Соловьев, работавшем в Москве директором цирка, а ныне проживающем в Бронксе. Старый журналистский зуд не дал мне спокойно забыть про встречу с этим замечательным евреем. Я понял, что просто обязан познакомить русскоязычных евреев Америки с Борухом-Айзиком с целью облегчить их путь возвращения в еврейство.
Борух-Айзик родился в Москве 50 лет назад. Из-за тяжелых семейных обстоятельств младенцем попал в дом ребенка и до 14 лет воспитывался в детском доме, где царил тюремный режим в сталинском палочном варианте: за малейшую провинность ребенка жестоко избивали металлическим прутом. Тяжелые испытания, выпавшие на его долю, не смогли сломить характер подростка, который не прекращал искать путь к свободе.
Однажды Борух-Айзик, услышав, что в парк им. Горького приехал передвижной цирк Шапито, сбежал из детского дома и впервые попал в цирк. Ему удалось познакомиться со служащим по уходу за животными, который предложил мальчику помогать ему в этой работе. Быстро пролетело время гастролей, и цирк начал собираться в дорогу. Борух-Айзик уже настолько влюбился в цирк, что не мыслил свою дальнейшую жизнь без него. Он стал умолять руководство цирка взять его с собой. Директор цирка Солдатов пожалел мальчика и под свою ответственность разрешил взять его на гастроли в город Николаев. А через месяц сироту забрали обратно в детский дом.
В 16 лет Борух-Айзик закончил школу-интернат. Это совпало с очередным приездом передвижного цирка в Москву. Борух-Айзик побежал в цирк, и опять директор Солдатов проявил заботливое участие в судьбе подростка: помог ему устроиться униформистом в цирк на Цветном бульваре, в программу «Кругом — 13», в которой участвовали известные клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Никулину понравился старательный униформист, и он посоветовал Борух-Айзику наблюдать за работой артистов и участвовать в репетициях. Главный режиссер цирка Марк Местечкин, посоветовавшись с Юрием Никулиным, порекомендовал Борух-Айзика для поступления в Московское эстрадно-цирковое училище.
Успешно закончив его и проведя 4 года в упорных напряженных тренировках, Борух-Айзик попал на работу в «Союзцирк» в качестве артиста оригинального жанра — эквилибриста. Напомню читателю, что эквилибрист — это артист, держащий баланс с помощью шеста и передвигающийся по проволоке под куполом цирка. Работа опасная, требующая гимнастической подготовки. 30 лет жизни отдал Борух-Айзик цирку, объездив с ним весь Советский Союз и 20 стран мира.
Однажды на одной из тренировок артист получил травму живота. Последовала сложная операция, а затем реабилитация. Но работать эквилибристом Борух-Айзик уже не мог. Он перешел на административную работу, а в последние годы возглавлял Московский государственный цирк.
В разговоре со мной Борух-Айзик подчеркнул особую роль, которую сыграл в его нелегкой жизни замечательный артист цирка и кино Юрий Никулин. Борух-Айзик считает его своим вторым отцом. Известный артист по существу вырастил Борух-Айзика: помогал всем чем мог, постоянно приглашал к себе домой, проявлял поистине доброе и чуткое отношение, которое, к большому сожалению, Борух-Айзик не получил в своем тяжелом одиноком детстве.
По словам Борух-Айзика Юрий Никулин, вероятно, был евреем. Юный униформист часто замечал, как перед выступлением перед публикой в цирке известный клоун что-то шептал несколько минут — очевидно, молился об успехе номера. Последние минуты жизни Юрия Никулина Борух-Айзик был рядом с ним в больнице, великий артист скончался на его руках.
Будучи в Москве влиятельным человеком, Борух-Айзик всегда старался помочь евреям, работавшим в цирке: используя связи в Мосгорисполкоме, он организовывал похороны бедных людей, доставал дефицитные товары и лекарства.
Три года назад из-за преследования властями его жены Нины, работавшей директором еврейской школы искусств, Борух-Айзик с женой эмигрировали в Америку и поселились в Бронксе. И здесь произошло удивительное: у бывшего циркового артиста пробудился живой интерес к своим национальным корням — еврейскому образу жизни, о котором он не имел ни малейшего представления. Появилось желание изучать Святую Тору и выполнять заповеди, в ней указанные.
Произошло то, что называется в еврейской традиции хазара би-тшува (дословно в переводе — «возвращение в раскаянии»). Борух-Айзик стал регулярно посещать синагогу в Бронксе, молиться по переведенному на русский язык молитвеннику. В его синагоге уже существует миньян из выходцев из бывшего Советского Союза.
Очень и очень непросто преодолеть силу привычек и начать в уже немолодом возрасте делать первые практические шаги в выполнении заповедей: соблюдать Святую субботу во всех тонкостях, перевести кухню на уровень кошерной. Жена Нина начала зажигать субботние свечи и произносить главную еврейскую молитву — «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль»).
Большой интерес к Святой Торе и изучение книг по иудаизму очень помогают в духовном продвижении. Сильный толчок дало возвращение после 50 лет жизни к своему настоящему еврейскому имени, которое теперь благословляет дальнейший путь. Борух-Айзик рассказал мне, что задушевные молитвы, субботние гимны в синагоге очень успокаивают, снимают напряжение, помогают легче перенести суровую эмигрантскую действительность. В эти моменты Борух-Айзик особенно чувствует приближение к Всевышнему, благословен Он, даровавшему еврейскому народу Святую Тору.
Сейчас, смотря назад на всю свою прожитую нелегкую жизнь, Борух-Айзик понимает, что все годы его сопровождало Б-жественное провидение (по-еврейски — ашгаха пратит). Он уверен: в мире нет ничего случайного, абсолютно все находится под Б-жественным наблюдением и контролем и происходит по Его, благословен Он воле.
Борух-Айзик вспоминает невероятный, поразительный случай, происшедший с ним в далекой юности. Он стоял в парке в передвижном цирке у клетки с тигром. К нему подошла компания подвыпивших хулиганов и потребовала дать им сигареты. Получив отказ, один из хулиганов занес руку с кастетом над Борух-Айзиком, который повернулся спиной к клетке. И в это мгновение тигр, просунув лапы между прутьями клетки, обхватил ими Борух-Айзика и тем самым защитил его от удара бандита. Хулиганов обуял страх, и они поспешили покинуть парк.
Сегодня Борух-Айзик видит в этом случае руку Творца, благословен Он, который спас таким невероятным способом артиста от бандитов. В его мировоззрении произошел переворот, появилось правильное видение окружающего мира и отношение к жизни. Борух-Айзик очень надеется, что евреи — выходцы из бывшего Советского Союза, десятилетиями оторванные от своих традиций, вернутся к еврейским корням, ощутят себя частицей святого народа Торы, с радостью невзирая ни на какие трудности и препятствия, примут к соблюдению заповеди Творца, благословен Он.
Ибо в этом и есть историческое предназначение еврейского народа, которое приведет весь мир к процветанию и миру.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»