Оглавление
Чудеса, или что мы называем чудом [↑]
Чудеса — на иврите «нисим» (дословно «знамена») или «нифлаот» («знамения») — это свидетельства могущества Б-га. На протяжении еврейской истории Вс-вышний не раз творил чудеса как для всего народа (вспомним, например, египетские казни, переход через Красное море, спасение евреев в Пурим, чудо горения масла в Хануку), так и для отдельных людей (для праотца Авраама, который не погиб в огненной печи, для провидца Даниэля во рву со львами и т.д.). Под чудом мы привыкли понимать нарушение естественного порядка вещей. На самом деле, не только изменение природных законов, но и сама природа, сами ее законы являются чудом — вспомним хотя бы о том, что живые существа, имея в своем теле массу отверстий, при этом сохраняют целостность (примеры подобных чудес см. в статье р. И. Зильбера «Чудеса в природе»).
Наполняющие природу чудеса не могли появиться случайно; то, что кажется нам естественным природным явлением, является результатом Б-жественного управления. Вс-вышний, создав материальный мир, постоянно поддерживает его существование, каждую секунду как бы заново творит его.
По существу, чудо может произойти с каждым. Особенно это касается людей, вернувшихся к еврейскому образу жизни (баалей тшува), многие из которых наверняка получали чудесную помощь Свыше в преодолении трудностей на пути к соблюдению Торы. Тем не менее, надеяться и рассчитывать на чудо нельзя. Мы должны прилагать все возможные усилия со своей стороны, если хотим чего-то добиться.
Рамхаль о природе чудесного [↑]
Великий мудрец XVIII века Рамхаль (раби Моше Хаим Луцато) в книгах «Путь Творца» и «Основы» описал природу чудесного.
Высшая сила обычно воздействует на мир через посредников — специально созданных для этого духовных сущностей (ангелов), задача которых — осуществлять Высшую Волю. В большинстве случаев природа при этом остается в пределах своих физических законов: ведь поскольку Вс-вышний сделал эти законы такими, как они есть, Он счёл их наилучшими. Для нас такой вид управления представляется как постоянство материального мира, и нам трудно увидеть в этом что-либо чудесное.
Но, так же, как Б-г установил эти законы по Своей воле, Он может аннулировать и изменить их в любой момент, когда пожелает.
То, что происходит вне рамок природных законов, воспринимается нами как чудо.
Возможные причины чудес [↑]
Для совершения чуда бывают разные причины.
Иногда Творец показывает этим истинность Своего провидения и могущества.
Бывает, что совершения чуда требуют обстоятельства и внутренняя логика ситуации, которые иногда очевидны для всякого, а иногда скрыты.
Возможно также, что чудо делается по другим причинам, для нас непостижимым.
Иногда Всевышний делает чудеса через тех, кто близок к Нему. Таким образом Он показывает Свою любовь к ним, давая им силу властвовать над Творением. Способность этих людей делать чудеса и знамения зависит от степени их близости к Б-гу (наиболее яркий пример — Моше Рабейну — пророк Моисей, через которого были совершены чудеса при выходе из Египта и во время странствий по пустыне).
Одна из 10 казней — чудес, сотворенных Всевышним. Иллюстрация Г. Поллака.
Ханука: явное чудо помогает увидеть скрытое [↑]
Как известно, чудо произошло и после победы маккавеев над греко-ассирийцами: налитое в Менору (Храмовый светильник) масло, которого должно было хватить на один день, горело восемь дней, до приготовления нового чистого масла. Тогда же произошло и другое невероятное событие — победа кучки неподготовленных к войне людей над регулярной армией. Почему праздник Ханука установлен, в основном, в честь чуда с маслом, а не в честь победы «слабых и малочисленных над сильными и многочисленными?»
По мнению Маараля из Праги, причина этого в том, что самая невероятная победа не выглядит как неоспоримое чудо. Любой же, увидевший чудо с маслом, не мог его не признать — оно было явным для всех. При этом произошла важная вещь: из явного было выучено неявное — признание явного чуда помогло понять, что все, в том числе военная победа, исходит от Б-га и является скрытым, неявным чудом.
Чудеса, скрытые в природе [↑]
Кому из нас не доводилось слышать такое заявление: «Показал бы Вс-вышний Свои чудеса, как делал это в древности, — я бы стал верующим».
Нет ничего ошибочнее этих слов. В книге «Даркей мусар» рава Яакова Наймана читаем: несмотря на то что каждый день перед глазами человека проходят чудеса, его глаза не хотят их видеть.
В молитве Амида (в благословении о благодарности «Модим анахну») мы, обращаясь к Творцу, благодарим Его: «за Твои чудеса, которые (совершаешь) каждый день с нами, за знамения и благодеяния (происходящие) постоянно». Мы знаем, что эти чудеса происходят, но не видим их, ибо между чудом и глазами смертного человека стоит плотная стена природы. Роль затмевающего экрана играет окружающий мир, который вполне «объясним» в рамках естественных законов: что бы с нами ни произошло, мы видим не чудо, а еще одно природное явление.
Так было и в древние времена. Поколение вышедших из Египта, на чьих глазах расступилось море, не сразу увидело в этом что-то необычное. Мидраш рассказывает, что, когда фараон издал приказ топить новорожденных мальчиков в водах Нила, еврейские матери тайком относили своих детей в поля, где за ними присматривали и ухаживали небесные ангелы. Если человек с младенчества видит вокруг себя ангелов, удивится ли он, если перед ним расколется, как лед, огромное море? И только когда евреи увидели смерть египтян, они осознали «великое деяние» (букв.: «великую руку»), которое совершил Господь над Египтом, и «…устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в (пророчество) Моше, Его раба» (Шмот, 14:31). Т.е., только теперь, задним числом, поняли, что все, что произошло в Египте («казни египетские»), тоже было чудом.
Чтобы разглядеть чудо, скрытое за покровами природы, надо иметь особую мудрость, подняться на высокий духовный уровень. Надо верить в чудесную способность Вс-вышнего спасать наш народ даже без явных, видимых чудес.
Благословения, произносимые на чудеса [↑]
Мудрецы установили специальное благословение для человека, увидевшего место, в котором произошло чудо.
Если чудо было совершено для всего народа Израиля, нужно произнести:
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который сделал чудеса нашим отцам в этом месте».
Если же человек попал туда, где произошло чудо с ним самим, он благословляет:
«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который сделал мне чудо в этом месте».