Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Хесед, Хасидизм, Александр Кац, Магид из Межирича
Раби Шмуэль-Шмелке бар Цви-Гирш Алеви Гурвиц (р. Шмелке из Никольсбурга; 5486-5538 /1726-1778/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Изучал Тору у своего отца, знаменитого праведника р. Цви-Гирша Гурвица, который, начиная с 5486 /1726/ года, был главным раввином крупной общины г. Чорткова в Галиции.
Р. Цви-Гирш из Чорткова прославился тем, что его благословения сбывались, и поэтому к нему приходили со всей округи нуждающиеся и недужные. Согласно хасидскому преданию, именно его деятельность стала основной причиной переезда р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта) из г. Тлуста, примыкавшего к Чорткову, в Подолию. «В Галиции уже есть подобный мне человек — р. Цви-Гирш, раввин из Чорткова», — объяснил своим ученикам Бешт (Сарей амеа 1:9). В то же время р. Цви-Гирш из Чорткова пользовался высочайшим авторитетом в среде законоучителей из лагеря противников хасидизма. В одном из своих респонсов р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда) ставит свое решение в зависимость от решения р. Цви-Гирша, называя его «великим светочем» и «прославленным мудрецом» (Нодэ бийеуда, Маадура кама, Эвен аэзер 29).
В возрасте семи лет Шмуэль-Шмелке начал изучать под руководством отца Талмуд, вникая не только в комментарий Раши, но и в сложнейшие дискуссии тосафистов.
Шмуэль-Шмелке и его младший брат Пинхас (БаальАфлаа) с юных лет самоотверженно стремились к служению Творцу, выделяя как можно больше времени для занятий. Шмуэль-Шмелке в будни вообще не устраивал трапез с хлебом — он лишь перекусывал, не отрываясь от книг, а Пинхас свел до абсолютного минимума время сна — в будни он вообще не ложился в кровать, а лишь изредка дремал, облокотившись рукою на стол. Их мать с затаенной гордостью сетовала: «Двух сыновей даровал мне Б-г — один из них не благословляет Биркат амазон (Послетрапезную молитву), а второй не произносит Шма аль амита (Чтение Шма Исраэль перед сном)!» (Гдолей адорот).
После смерти отца, последовавшей пятнадцатого хешвана 5514 /1754/ года, братья отправились в Литву и вступили в круг учеников р. Элияу из Вильно (Виленского Гаона).
Хасидское предание сообщает, что в среде учеников Гаона братья часто слышали разговоры, в которых подвергалась осуждению «еретическая секта» хасидов. Осуждаемые взгляды Бешта, — и особенно его представления о том, что Всевышний в буквальном смысле «наполняет Собой все миры», а следовательно Вселенная не только является проявлением Б-га, но и в определенном смысле «адекватна Ему», — настолько заинтересовали р. Шмуэля-Шмелке и р. Пинхаса, что они установили контакт с подпольно существующим в Вильно «миньяном» хасидов (Сарей амеа 1:9).
Спустя несколько лет братья, оставив Вильно, прибыли за наставлением в Межирич к р. Дову-Беру (Магиду из Межирича), ставшему духовным наследником Бааль-Шем-Това.
Во время первой беседы они задали Магиду давно мучавший их вопрос, на который они не нашли в Вильно удовлетворительного ответа: «Как возможно выполнить слова Мишны “Человек обязан благословлять Всевышнего за несчастье так же, как благословляет за благой дар” (Брахот 54а) и слова Талмуда “Человек должен принимать беду с радостью” (там же 60б)?!».
Р. Дов-Бер посоветовал братьям обратиться с этим вопросом к своему ближайшему ученику р. Зюше из Аннополя. Когда же они отыскали р. Зюшу, облаченного в изодранные лохмотья и серьезно больного, тот очень удивился, что Магид из Межирича направил их именно к нему. «Такой вопрос, — пояснил р. Зюша, — следует задать человеку, который когда-либо сталкивался с несчастьями. Только тот, кто переживал в жизни нечто дурное, способен ответить, возможно ли принять беду с радостью и благословить за нее Б-га. У Зюши же, — продолжал он, — никогда в жизни не было ничего дурного и поэтому он всегда благословлял Всевышнего только за даруемое Им благо» (Сарей амеа, там же).
Выслушав ответ р. Зюши братья возвратились к Магиду из Межирича и стали его учениками.
Существуют свидетельства, что в первые недели занятий у Магида, р. Шмуэль-Шмелке и р. Пинхас ощущали острую тоску по Вильно, где они, по их словам, «черпали Тору не пригоршнями, но ведрами». Наконец, они собрались в обратный путь и перед отъездом зашли к Магиду попрощаться. Он им посоветовал попрощаться и с его ближайшим учеником р. Зюшей.
Когда братья вновь отыскали р. Зюшу за печкой в доме учения, он им сказал: «Зюша не такой уж знаток Торы, но ему известно, что в Талмуде написано: “Если наставник похож на Б-жьего ангела, лишь тогда стремитесь услышать слова учения из его уст” (Хагига 15б). На первый взгляд эти слова вызывают недоумение — разве человеку известно, как выглядит ангел, чтобы возможно было определить, похож ли на него тот или иной наставник?! Но Зюша объясняет эти слова так: человек не в состоянии постигнуть поступки и свойства ангела именно потому, что ангелы намеренно скрывают свое имя и свой облик — подобно тому, как ангел сказал Маноаху: “Зачем ты спрашиваешь об имени моем — оно скрыто!” (Шофтим 13:18). И если наставник может укрыть свой лик подобным покровом, завуалировав свое величие в познании Торы и свою праведность до такой степени, что даже мудрецы, подобные вам, не способны постичь его подлинное лицо и понять его душу, — лишь из уст такого наставника стоит попытаться услышать слова учения». Вдумавшись в слова р. Зюши, братья вновь вернулись к Магиду и вошли в число его ближайших учеников (Сарей амеа 1:10).
После завершения периода ученичества р. Шмуэль-Шмелке был главой раввинского суда в нескольких местечках на Украине и в Польше. Он являлся одним из самых ярких и значительных пропагандистов, а затем и духовных лидеров хасидизма. Среди его учеников этого периода особенно выделялись р. Моше-Лейб из Сасова и р. Яаков-Ицхак (Хозе из Люблина), ставшие впоследствии основателями важнейших хасидских «дворов».
В 5533 /1773/ году р. Шмуэль-Шмелке стал главным раввином г. Никольсбурга (Брно), столицы Моравии, — его предшественниками на этом посту были выдающиеся мудрецы Маараль из Праги, р. Йом-Тов Геллер (Тосафот Йом-Тов) и р. Менахем-Мендл Крохмаль (Цемах цедек).
Р. Шмуэль-Шмелке прибыл в Никольсбург двадцать седьмого сивана 5533 /1773/ года. Ему был устроен торжественный прием, но затем он попросил оставить его одного. Любопытные подглядели, как р. Шмелке, усевшись на кресло лицом к стене, повторял на все лады: «Добро пожаловать, раби Шмелке — праведник нашего поколения! Да здравствует наш великий учитель! Милости просим, глава раввинского суда Никольсбурга!».
На недоуменные вопросы непрошеных соглядатаев р. Шмуэль-Шмелке пояснил, что старался обесценить в своих глазах неуемные восхваления, которые ему пришлось выслушать, — ведь славословия, произнесенные в его адрес другими, не менее пародийны и смехотворны, чем славословия, произносимые теперь им самим (Сарей амеа 1:18; Гдолей адорот).
В первый период пребывания в Никольсбурге р. Шмуэль-Шмелке возглавлял лишь общину самого города, а затем он стал и главным раввином всей Моравии.
Р. Шмуэль-Шмелке прославился исключительным благочестием и праведностью, и в первую очередь, своим отношением к благотворительности — практически все свое имущество он раздавал бедным. Однажды, когда к р. Шмуэлю-Шмелке постучался бедняк, в его доме уже не было никаких денег и ценностей, кроме золотого кольца жены, спрятанного у нее под подушкой. Жены дома не было, — р. Шмелке достал кольцо и отдал его бедняку. И как только бедняк с сияющим лицом вышел, тут же возвратилась жена — по сияющему лицу нищего она сразу догадалась о происшедшем, ведь ей было хорошо известно, что, кроме ее кольца, в доме не было ничего. Тщетно пошарив под подушкой, жена закричала: «Ведь кольцо стоило триста дукатов! А этот нищий даже не имеет понятия об его ценности — он продаст его за десять монет». Услышав ее слова, р. Шмуэль-Шмелке бросился в погоню за нищим. И хотя бедняк тоже припустился бежать, раввину все же удалось настигнуть его. Отдышавшись, р. Шмуэль-Шмелке сказал: «Запомни, это кольцо очень дорогое — оно стоит триста дукатов! Не продавай его по дешевке!» (Гдолей адорот).
Р. Шмуэль-Шмелке написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическому трактату Бава батра — эта книга получила название Диврей Шмуэль (Речи Шмуэля). Его перу принадлежат также комментарии к Эвен аэзер (Камень помощи), одному из разделов кодекса Шульхан арух, посвященному семейному праву, — этот комментарий озаглавлен НазирАшем (Назарей Б-га).
Р. Шмуэль-Шмелке Алеви Гурвиц умер второго ияра 5538 /1778/ года.
В день, предшествующий своей смерти, он дважды был сандаком в обряде брит-мила (обрезание). Затем он собрал своих учеников и сообщил им: «Сегодня я покидаю мир». Утешая плачущих учеников, он открыл им, что его душа была воплощением души пророка Шмуэля, имя которого он носил, — так же, как Шмуэль, он происходил из рода левитов и так же, как Шмуэль должен был умереть в возрасте пятидесяти двух лет.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»