7 октября 2013 года, темы: Траур, Сефарды, Рав Овадья Йосеф
Еврейский народ понес тяжелую утрату. Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот. Ру скорбит со всем народом Израиля.
Р. Овадья Йосеф родился в Египте в 1920 году. Вместе с родителями в четырехлетнем возрасте он переехал в Эрец-Исраэль. Несмотря на то, что с детства р. Овадья был вынужден сочетать учебу с работой и помощью семье, он очень рано стал известен в качестве человека, обладающего феноменальными познаниями во всех аспектах иудаизма. Отмечают, что уже в возрасте 9 лет будущий лидер сефардского еврейства написал первые «хидушим», комментарии и рассуждения религиозной направленности. После обучения в ешиве «Порат-Йосеф» юный студент, которому исполнилось всего двадцать лет, был назначен судьей в религиозном суде.
В 1947-м году раввин Йосеф отправился в Египет, где на протяжении трех лет выполнял судебные функции. Раввин Шломо-Залман Ойербах тепло отзывался о молодом человеке, составлял предисловия к его галахическим сочинениям и однажды охарактеризовал р. Овадью Йосефа следующими словами: «Это один из великанов Торы, которые есть у еврейского народа в последних поколениях».
В 1973 году р. Овадья Йосеф был назначен на должность Главного сефардского раввина Израиля и издал несколько буквально революционных постановлений по поводу «соломенных вдов» — жен израильских солдат, пропавших на войне. Р. Йосеф позволил им избавиться от этого тяжелого статуса и создать новые семьи.
С р. Овадьей советовались не только рядовые евреи, но и политики, представители армейских структур. Его монументальный труд «Ябиа омер» стал настольной книгой в сотнях тысяч еврейских домов в Израиле и за его пределами.
Раввин Овадья Йосеф, да будет благословенна память о праведнике, был настоящим знатоком и носителем живой Торы. По этому поводу р. Исраэль-Меир Лау, бывший главный раввин Израиля, рассказывает следующую показательную историю. Когда р. Лау, тогда еще подросток, был освобожден из концлагеря и приехал в Эрец-Исраэль, он поступил на учебу в ешиву. Местная библиотека была крайне скудной, многих священных книг не хватало, и юный Исраэль-Меир поехал в Тель-Авив в поисках типографии, которая печатала Талмуд.
Добравшись до нужного адреса, р. Лау уселся на стул в ожидании нужного тома. На лестничной клетке напротив него стоял парень и внимательно читал книгу. Прошло несколько часов, а парень не сводил с книги глаз.
Работник типографии извинился: «У нас не обнаружилось нужного экземпляра, приходите завтра». Раввин Лау ушел, а незнакомец остался стоять у лестничной клетки. Назавтра история повторилась — будущий главный раввин пришел за недостающим томом Талмуда, а на лестничной клетке стоял всё тот же молодой человек. «Кто это?» — спросил р. Лау. Работник типографии пояснил: «Это бедный юноша сефардского происхождения, у которого нет денег на книги. Он приходит к нам и целый день читает различные религиозные сочинения».
Этим молодым человеком был раввин Овадья Йосеф, преданность которого Торе и ее заповедям не имела границ.
Похороны великого мудреца и учителя поколения начались сегодня, 7 октября (3 хешвана) в 18:00 — похоронная процессия отправится от здания иерусалимской ешивы «Порат-Йосеф» на улице Йосеф бен-Матитьягу в направлении кладбища «Санхедрия», где похоронена его жена. На данный момент по сообщению израильской полиции, в похоронах принимает участие около миллиона человек, — это крупнейшие похороны в новейшей истории Израиля
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»