Из цикла «История еврейского народа», темы: Альтер Ребе, Бааль Шем Тов, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Тания, Хасиды, Конфликты и ссоры, Рав Леви-Ицхак из Бердичева, Магид из Межирича, Течения в Иудаизме
Вслед за трагедией 5408 (1648) года наступил страшный кризис. Глубокое отчаяние ослабило готовность родителей приносить серьезные жертвы ради обучения детей. Круг ученых сокращался, количество «невежд» росло. В маленьких местечках родители не могли найти учителей, в результате чего дети не получали религиозного образования. Особенно остро эта проблема стояла на юго-востоке Украины, в краю, который пострадал больше других. Не осталось духовных руководителей у народа. Немногие оставшиеся знатоки Торы уединились в своем учении, народ бился над добыванием куска хлеба. Положение стало очень серьезным. Так получилось, что ремесленники и торговцы окончательно отдалились от источника Торы, а мудрецы замкнулись в четырех стенах и их связь с народом ослабла.
И вот Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений. Он притягивал к себе ученых и мудрецов; он знал, как наполнить сердце простого еврея светом Торы. Он стал учителем тысяч и десятков тысяч в своем и в будущих поколениях.
Бэшт
Этим человеком был раби Исраэль Баал-Шем-Тов (известный под аббревиатурой Бэшт). Он родился около 5460 (1700) года в Подолии, на юго-востоке Польши. Маленький Исраэль очень рано осиротел и в детстве зарабатывал себе на жизнь тем, что помогал меламеду (учителю детей). Уже тогда все поражались его душевным качествам. В синагоге во время молитвы он учил детей отвечать: «Амен, да возвеличится Великое Имя» после Кадиша. По дороге в школу он громко распевал с детьми псалмы. Потом он стал служкой в синагоге, и все обратили внимание на его образ жизни. Днем он очень сосредоточенно молился, а по ночам изучал книги Тайного Учения. Он находил дорогу к любому угнетенному духом человеку. Он молился, чтобы Б-г помог ему найти дорогу к излечению больного телом и найти слова для излечения больного душой, — и все это для того, чтобы еврей вернулся на дороги Творца.
В Бродах Исраэль женился на сестре местного рава Гершона Китовера; потом, оставив Броды, на долгое время уединился в Карпатах. Средства к существованию он добывал тем, что пережигал известь, а жена продавала ее крестьянам. Жили они в глубокой бедности. Большую часть времени р. Исраэль посвящал раздумьям о путях Создателя в этом мире.
Когда р. Исраэлю исполнилось 35 лет, он поселился в Меджибоже. Вначале к нему приходили люди просто посоветоваться о своих проблемах. Но потом к нему стали стекаться евреи со всей окрестности, чтобы услышать урок мудрости. Он не делал различий между людьми — все были равно хороши для него. К нему приходили даже те, кто давно оставил пути Торы — даже такие находили у раби поддержку. Чистота дел, прямота поведения принесли раби «Корону Доброго Имени», и прозвище Баал-Шем-Тов (Обладатель Доброго Имени) закрепилось за ним. (Другое значение этих слов — Добрый Чудотворец).
Учение и молитва
Р. Исраэль очень строго следил за исполнением всех заповедей Торы в полном соответствии с Шульхан арухом. и требовал того же от своих учеников. Но при этом он всячески подчеркивал, что главное в соблюдении заповедей — это их духовная основа. В частности, намерение и духовность — это именно то, что возносит молитву к Творцу. Он учил: если цели человека чисты и молитва направлена к Создателю, то, произнесенная в любое время и в любом месте, молитва желанна Б-гу. Как-то он сказал: «Если еврей бегал весь день в поисках заработка и, увидев, что солнце садится, вспомнил, что еще не молился Минху — послеполуденную молитву, — забежал в ближайший дом, где быстренько, даже не соображая, что он делает, произносит положенные слова молитвы, — даже в таком случае содрогнутся небесные ангелы и все святое воинство».
К нему приходили не только простые люди, но и образованные ученые-кабалисты, которые много учились и много постились, но так и не обрели желанной чистоты и душевного покоя. Им р. Исраэль Баал-Шем-Тов советовал поститься не больше чем установлено древними, а главное — «прекратить грустить и возрадоваться Г-споду».
Раби Исраэль Баал-Шем-Тов не оставил после себя книг, но он оставил нам хасидские души, которые распространили его учение. На построенном им фундаменте они возвели чудесное здание. Бэшт заложил основы движения хасидизма. Он умер шестидесяти лет от роду во второй день праздника Шавуот в 5520 (1760) году. Продолжить начатое им дело он завещал своему ученику р. Дов Беру.
Магид из Межерича
Наследник Бэшта, р. Дов Бер был всего на четыре года моложе своего учителя. Он учился во многих ешивах и стал известен как великий знаток Торы. После женитьбы он зарабатывал на жизнь сперва ремеслом меламеда (учителя маленьких детей), потом — магида. (странствующего проповедника), бродившего по синагогам Подолии и Валахии. Рассказывают, что в своих проповедях он особенно старался не стыдить людей. В поисках истинного пути много постился. Услышав про учение Бэшта, р. Дов Бер после серьезных колебаний приблизился к нему и стал ревностным его поборников.
В дни Бэшта его приверженцы — хасиды — не были никак организационно объединены. После смерти учителя р. Дов Бер объединил разрозненные группы хасидов в единое движение — хасидизм. Его дом стал центром этого движения. Отсюда хасидские проповедники отправлялись во все места, где только жили евреи, чтобы привлекать души к святому учению раби Исраэля Баал-Шем-Това. Сам р. Дов Бер был блестящим проповедником (магидом), из-за чего и получил прозвище — Магид из Межерича.
По учению Межеричского Магида, глава хасидов — цадик — посылается Б-гом и обладает способностью возвышать души своих приверженцев. Цадик-праведник в состоянии своей молитвой лечить людей. Р. Дов Бер не забывал подчеркивать, что, кроме молитвы и исполнения заповедей, записанных в Шульхан арухе, следует служить Б-гу, изучая Его Тору.
В отличие от своего учителя Бэшта, Межеричский Магид не считал нужным постоянно находиться среди народа. В будни он сидел в одиночестве в своей комнате, куда имели доступ только самые близкие его ученики. В шабаты же, надев одежды из белого шелка, он выходил к людям.
Хасиды и миснагеды
Хасидское движение росло и развивалось. Оно распространилось по всей Белоруссии и проникло в бастион Торы — Литву. Но там оно столкнулось с мощным сопротивлением местных знатоков, которые опасались, что новое учение принесет больше вреда, чем пользы. Литовских мудрецов насторожили реформы, вводимые хасидами. Для начала хасиды заменили молитвенник, принятый в европейских общинах, на его сефардский вариант, составленный большей частью на основании мнения Ари. Беспокоило ученых также то, что хасиды (а в основном это были простые люди) недостаточно времени уделяли изучению Торы. Многие из них столь тщательно готовились к молитве и так долго молились, что, казалось, они пренебрегают важностью учебы. Более того, посвящая столько времени подготовке к молитве, хасиды часто пропускали назначенное для нее время.
Противодействие хасидизму переросло в настоящую войну. Дошло до того, что мудрецы города Вильны во главе с Виленским Гаоном (р. Элияу) в 5532 (1772) году наложили херем (отлучение) на все новое движение. В результате, особенно в крупных общинах, хасидов начали преследовать. Кому-то пришлось покинуть свой город, кто-то потерял заработок. Для того чтобы хасиды не могли пользоваться своим вариантом молитвенника, им запретили молиться отдельно.
Р. Дов Бер умер 19 кислева 5533 года. После его смерти не нашлось личности, которая смогла бы объединить всех хасидов. Его ученики разъехались по Польше и Литве и создали множество центров, из которых продолжали распространять учение Бэшта.
В этом же году произошел раздел Польши. Польское еврейство оказалось разъединенным. Белоруссия отошла к Российской империи, Галиция к Австро-Венгерской монархии, а Западная Польша к Пруссии.
Раскол
Главой белорусских хасидов стал р. Менахем Мендл из Минска. В результате отлучения хасидов ему пришлось оставить свой город и переехать в Витебск. Его учеником и другом был раби Шнеур Залман из Лиозны, прославившийся впоследствии под именем раби Шнеура Залмана из Ляд, он же автор книги Тания. Несмотря на виленское отлучение, эти два хасида сумели укрепить позиции хасидизма в Белоруссии. Уважая Виленского Гаона и надеясь разъяснить ему свою позицию и добиться отмены отлучения, они поехали к нему в Вильну. По неизвестным нам причинам Виленский Гаон их не принял. Вследствие этого раскол в еврействе только усилился.
В 5537 (1777) году р. Менахем Мендл и триста его последователей отправились в Землю Израиля и поселились в Цфате и в Тверии.
Живя в Эрец Исраэль. р. Менахем Мендл оставался главой белорусских хасидов, вел с ними непрерывную переписку, отвечал на их запросы, ободрял их, не давал упасть духом, когда херем на хасидов был повторен еще раз.
Раби из Ляд
После смерти р. Менахема Мендла (5548/1788) белорусских хасидов возглавил раби Шнеур Залман. Он родился в 5508 (1748) году. Уже в детстве ему прочили блестящее будущее талмид хахама. Двадцати лет от роду он пошел учиться к р. Дов Беру (Магиду) из Межерича, который очень высоко оценил нового ученика и посадил его учиться вместе со своим сыном Авраамом (впоследствии известным как Малах — Ангел). По приказанию своего учителя р. Шнеур Залман начал составлять новый Шульхан арух. После смерти Магида р. Шнеур Залман вернулся в родной город Лиозну. Оттуда он помогал р. Менахему Мендлу руководить жизнью белорусских хасидов. После смерти учителя дом р. Шнеура Залмана стал центром всего белорусского хасидизма. В нем собирались толпы хасидов, чтобы получить от раби совет и благословение. Под его руководством количество хасидов в Белоруссии выросло, однако одновременно усилилось давление со стороны литовских противников хасидизма, которые видели в р. Шнеуре Залмане главного врага именно потому, что он был большим знатоком Талмуда и Закона. Величайшие познания его в этой области раскрывает книга Шульхан арух шель Рав. Свое хасидское учение он разъяснил в небольшой книжечке Тания — одной из самых знаменитых хасидских книг. В ней среди прочего р. Шнеур Залман объясняет, что мозг (разум) способен полностью управлять сердцем (чувствами), и поэтому глубокие размышления о природе Б-жественности позволяют избежать греха и устремиться к совершенному служению Творцу.
По доносу врагов р. Шнеур Залман был арестован. Арестантом его привезли в Петербург. Рав сумел доказать свою невиновность, и 19 кислева 5559 (1798) года он был освобожден. Опасаясь, что хасиды попытаются отомстить за его арест, раби предупреждал: «Не поднимайтесь на своих братьев. Не гневайтесь и не скрежещите на них зубами. Помните, мягкий ответ успокаивает гнев». Предупреждение не подействовало. Пользуясь тем, что власти нашли их раби невиновным, хасиды решили овладеть рядом общин. Для достижения этой цели они не брезговали услугами властей. В Вильне многие из преследователей внезапно стали преследуемыми, скандал рос, и, в конце концов, р. Шнеура Залмана арестовали еще раз. Его вновь привезли в Петербург (кислев 5561) и освободили лишь после утомительных еврейских хлопот. С этого момента война между хасидами и их противниками-миснагедами потеряла остроту, хотя трения между двумя течениями не прекратились. Р. Шнеур Залман переехал в местечко Ляды, что рядом с Могилевом. По названию этого местечка за ним закрепилось имя «Раби из Ляд». Во время пребывания в Лядах раби приложил много усилий для восстановления хороших отношений с литовскими знатоками Торы. Благодаря его широким познаниям в Торе, это ему частично удалось, хотя и не все хасиды были согласны с такой политикой. Последние годы рава из Ляд были омрачены русско-французской войной. Раби призвал хасидов поддержать русского царя. Поэтому, когда наполеоновские солдаты вступили в Белоруссию в 5572 (1812) году, раби пришлось бежать во внутренние районы России. После долгих пяти месяцев скитаний р. Шнеур Залман умер 24 тевета 5573 (1813) года в Гадяче.
Трепет и Тора
Когда умер Дов Бер, Межеричский Магид, а его ученики покинули Межерич, два брата — р. Элимелех (автор классической хасидской книги Ноам Элимелех) и р. Зуся из Ониполи — вернулись в Галицию, где начали распространять идеи хасидизма. Р. Элимелех поселился в маленьком местечке Лизенске, быстро превратившемся в хасидский центр. Со всех краев Галиции к нему стекались евреи за советом и благословением. Для того чтобы освободить раби от добывания хлеба насущного и дать ему возможность свободно заниматься Торой, ему приносили в подарок много денег, однако деньги, не задерживаясь у него, немедленно уходили на помощь бедным.
На Украине хасидским центром стала ешива раби Нахума в городке Чернобыле, что возле Киева. Еще в юные годы раби Нахум встретил Бэшта. Потом учился в Межериче. Как и его учитель р. Дов Бер, р. Нахум был блестящим проповедником; его проповеди записали и издали ученики. Основой его взглядов были Любовь и Трепет. Он называл Трепет сосудом Торы и доказывал, что человек обязан постоянно учить Тору; но тот, кто принимает огонь Торы без сосуда-трепета, сгорит.
Любовь и святость
В столице Волыни Бердичеве хасиды победили своих противников, и в течение двадцати пяти лет, вплоть до своей смерти 25 тишрей 5570 (1809) года, главным равом города был другой ученик Межеричского Магида — р. Леви Ицхак. Он известен в истории как Бердичевский ребе. Основой его системы была неразделимость любви к Б-гу и любви к евреям. Рассказывают, что однажды в полночь во время большой бердичевской ярмарки, раби взял кусок хлеба и бутылку водки и отправился к ярмарочным торговцам. Разбудив одного еврея, он предложил:
«Вставай, выпьем и закусим». «Не могу, — ответил тот, — здесь нет воды для омовения рук». Он обратился с тем же предложением ко второму и к третьему еврею и от всех получил тот же ответ. Тогда он разбудил купца-нееврея, и тот встал, выпил и закусил. Побежал тут р. Леви Ицхак к синагоге, открыл шкаф, где хранят свитки Торы, и сказал: «Владыка мира! Ты видишь разницу между Твоим народом и народами мира! И у Тебя еще есть претензии к Своему народу?!»
Р. Леви Ицхак каждый день ожидал прихода Машиаха: «Тогда исчезнет нечестие с лица земли, и все народы мира объявят Г-спода своим Царем. Но начнется все со спасения Израиля, и вернутся евреи на свою землю, все время пока это не исполнено, Земля Израиля — пустыня, какие бы народы на ней ни жили. Ибо Страна Израиля — наша, и не потерпит она на себе никакого народа, кроме нас».
Учение раби Леви Ицхака собрано в книге Кедушат Леви.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Читайте также: тема Еврейская история
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.