Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Чудеса, Природа, Реувен Пятигорский, Вера, Исход из Египта, Рассечение моря
Кому из нас не доводилось слышать такое заявление: «Показал бы Всевышний Свои чудеса, как делал это в древности, — я бы стал верующим». Нет ничего ошибочнее этих слов. Не стал бы! В книге «Даркей мусар» рава Яакова Наймана читаем: несмотря на то что каждый день перед глазами человека проходят чудеса Всевышнего, его глаза не хотят их видеть.
Откроем Тору (Ваикра 6:6): «Постоянный огонь да будет гореть на жертвеннике (Храма), не угасая». Кто будет зажигать огонь на жертвеннике? Священники Храма. Но почему не Сам Всевышний? Ведь чуть дальше сказано, что, когда священники приступили к освящению готового Храма, «вышел огонь от Всевышнего и сжег на жертвеннике» приготовленные заранее жертвы. Однажды огонь «вышел». Почему бы ему «не выходить от Всевышнего» каждое утро? Нет, приказано Аарону и его сыновьям, чтобы убирали пепел, готовили дрова, зажигали. Зачем?
Если б огонь сходил с неба, то очень скоро к нему привыкли бы как к естественному явлению. И чудо потеряло бы свое главное свойство — невероятность, невозможность, — из которых человек обращается к Тому, Кто за чудом стоит.
Написано в книге «Хинух» (132): «Наши мудрецы учат, что чудеса, которые происходят с людьми по воле Всевышнего, как правило — чудеса скрытые. Они принимают вид природных явлений. Ибо даже о чуде на расступившемся море Суф (Красном море) говорит Тора (Шмот 14:21): “Всю ночь отводил Всевышний море сильным восточным ветром, сделав море сушей; и разошлись воды”.Мудрые видят здесь скрытое проявление Всевышнего; простаки не видят ничего, кроме неожиданного обмеления моря. По этой причине приказано нам самим зажигать огонь на жертвеннике, выполняя работу в Храме своими руками, хотя огонь может сойти и с Неба. Если бы сходил с неба, то к нему бы все привыкли. А чудо, к которому привыкли, — не чудо».
В молитве Амида (благословение «Модим») мы, обращаясь к Творцу, благодарим Его: «за Твои чудеса, которые (совершаешь) каждый день с нами, за знамения и благодеяния (происходящие) постоянно». Мы знаем, что эти чудеса происходят. Но не видим их. Ибо между чудом и глазами смертного человека стоит плотная стена природы. Роль затмевающего экрана играет естественный мир, который вполне «объясним» в рамках законов природы. В результате, какое бы чудо с нами ни произошло — в наших глазах оно всегда несет на себе отпечаток естественности. Короче говоря, во всем, на что смотрит человека, он видит не чудо, а еще одно природное явление.
Кстати, так было и в древние времена. Поколение вышедших из Египта, на чьих глазах расступилось море, ничего необычного в этом явлении не нашло. Мидраш рассказывает, что, когда фараон издал свой свирепый приказ топить новорожденных мальчиков в водах Нила, еврейские матери тайком относили своих детей в поля, где за ними присматривали и ухаживали небесные ангелы. Скажите, если человек с младенчества видит вокруг себя ангелов, удивится ли он, повзрослев, когда вдруг расколется перед ним, как лед, огромное море живой воды?
Природа нашей реакции на чудо зыбка и относительна. Маленький, никогда не воевавший народ побеждает огромные армии бойцов-профессионалов (Ханука) — это чудо? Согласитесь, что если Творец мира хотел устроить чудо, Он мог бы «одним пальцем» раздавить всех греков и сирийцев. С неба падает ман («манна небесная») — это чудо? Если бы Всевышний захотел, евреи жили бы вовсе без еды. Ведь Он может все!
В расступившемся море еще надо было разглядеть чудо. Написано: «И увидели евреи (в этом) сильную руку, совершившую (чудеса) в Египте, разглядели мощь Всевышнего, поверили в Него и в Его раба, Моше». Т.е. только теперь поняли, задним числом, что все, что произошло в Египте («казни египетские»), тоже было чудом. Там, в Египте, не видели, не знали. Теперь узнали. Кстати, сами египтяне завопили за час до смерти, находясь в самой сердцевине моря, куда вошли, азартно погнавшись за евреями (Шмот 14:25): «Всевышний воюет за них в Египте!» Надо бы сказать — воюет здесь, на море. А они вдруг вспомнили вчерашний день. Получается, что и они только сейчас поняли, что против них выступает не природа, а Сам Творец. И все, что произошло с Египтом, раздавленным десятью ударами, — это тоже Он!
Они увидели, а мы? С расстояния в три тысячелетия мы в этом рассказе о море Суф обнаруживаем в лучшем случае свидетельство о древней локальной катастрофе. Что-то вроде Тунгусского метеорита времен Атлантиды. Та же природа, но в аномалиях.
Чтобы разглядеть чудо, скрытое за покровами природы, и понять его, надо иметь особую мудрость. Надо подняться на высокий ДУХОВНЫЙ уровень. Надо верить во Всевышнего, — как верят евреи в Его чудесную способность спасать наш народ даже без явных, видимых чудес. Подобно тому, что произошло с нами в Пурим.
Поэтому тот, кто заявляет: «если бы я видел чудо, я бы поверил во Всевышнего», — ни к какому чуду скорее всего не готов. Чудо надо уметь увидеть!
Читайте также: обзор по теме Чудо и чудеса
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?