Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Философия, Каббала, Ришоним, Александр Кац
Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз; 5240-5334 /1480-1574/ гг.) — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля.
Родился в Испании; в возрасте двенадцати лет покинул страну вместе с другими изгнанниками. В 5253 /1493/ году семья прибыла в Цфат. Юный Давид Ибн Зимра учился у знаменитого праведника и чудотворца р. Йосефа Сарагоси, жившего в деревне Эйн-Зейтун возле Цфата.
По завершении периода ученичества Ибн Зимра переселился в Йерушалаим. Спустя несколько лет он посетил Марокко, а в 5272 /1512/ году обосновался в Каире, столице Египта. Здесь он стал городским даяном (судьей), а затем — главным раввином Каира и всей страны.
Ибн Зимра был очень богат — он составил значительное состояние на международной торговле кожами и зерном, опередив в конкурентной борьбе даже знаменитые купеческие «дома» из Венеции. Значительную часть своих доходов он тратил на благотворительные цели — а за свою обширную деятельность в качестве раввина он не принимал никакого вознаграждения (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
На свои средства он основал в Каире ешиву. Его ближайшими учениками были р. Бецалель Ашкенази (Шита мекубецет) и р. Ицхак Лурия (Аризаль), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Святой Земли, а также р. Яаков Кастро (Маарикаш), будущий глава евреев Египта.
Возглавляя еврейскую общину Египта в течение сорока лет, Ибн Зимра стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) в своем поколении — со всех концов диаспоры обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Сохранилось более трех тысяч его письменных ответов — респонсов, большая часть из которых напечатана в различных алахических сборниках.
В своих псаках он склонялся к взвешенным и мягким решениям, поясняя: «Я не нахожу возможным вводить новые устрожения в тех законах, в которых не устрожали прежние поколения. Дай Б-г, чтобы сыны Израиля соблюдали то, что уже на них возложено, — а тот, кто стремится предъявлять к народу максимальные требования, обычно остается ни с чем».
Его респонсы свидетельствуют, что он был выдающимся знатоком всех разделов Торы, а также глубоким специалистом в астрономии, медицине и других областях знаний.
В одном из своих респонсов он подчеркивал, что «великие еврейские мудрецы прежних поколений занимались изучением философии Аристотеля и других наук: среди них Сеадья Гаон и Ай Гаон, р. Шломо Ибн Габироль и р. Йеуда Алеви, р. Авраам Ибн Эзра и Рамбам». И, тем не менее, по его собственному признанию, он «не рекомендовал своим учениками заниматься философией, потому что в наше время ее источники замутились, а сердца измельчали» (т.е. сердца его современников уже были не в состоянии, восприняв чуждое Торе мировоззрение, сохранить чистоту веры).
В 5312 /1552/ году Радваз (аббревиатура слов «раби Давид бен Зимра») возвратился в Землю Израиля и стал раввином Йерушалаима. Несмотря на то, что он уже перешагнул порог своего семидесятилетия, Радваз был полон энергии и жизненных сил, — под его влиянием в общине святого города началось духовное пробуждение.
Здесь, в Йерушалаиме, Радваз завершил свои знаменитые комментарии к целому ряду разделов кодекса Рамбама Мишнэ Тора.
Впервые его комментарии были опубликованы в 5517 /1757/ году в типографии турецкого города Измира (Смирны). В большинстве классических изданий кодекса Мишнэ Тора они печатаются рядом с основным текстом разделов Зераим и Афлаа (там, где отсутствует комментарий Магид мишнэ, составленный двумя веками раньше испанским мудрецом Доном Видалем Ди Толосой.
Радваз создал также ряд кабалистических сочинений. В трактате Маген Давид (Щит Давида) приоткрываются тайны, связанные с буквами еврейского алфавита (впервые напечатан в типографии Амстердама в 5473 /1713/ г.). Трактат Мецудат Давид (Крепость Давида) посвящен кабалистическому анализу шестисот тринадцати заповедей Торы (впервые издан в 5622 /1862/ г.). Трактат Мигдаль Давид (Башня Давида) представляет собой кабалистический комментарий на Песнь Песней (впервые опубликован в 5643 /1883/ г. в типографии г. Львова).
В 5327 /1567/ году, после тринадцатилетнего пребывания в Йерушалаиме, Радваз был вынужден оставить город из-за непомерных поборов турецкого наместника, положившего глаз на его имущество. Радваз отправился в Цфат, чтобы провести последние годы жизни в сложившемся там кружке выдающихся знатоков закона и кабалы. Едва лишь праведный старец приблизился к черте города, вся община Цфата во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом Каро, автором кодекса Шульхан арух, вышла ему навстречу, чтобы оказать особый почет.
Вместе с р. Йосефом Каро и главным раввином Цфата р. Моше Терани (Мабитом) Радваз принимал участие в деятельности раввинского суда, которым был в тот период самым авторитетным в еврейском мире, — и он на правах старейшины получил почетное право возглавлять судебные заседания.
Раби Давид Ибн Зимра умер в Цфате в 5334 /1574/ году — ему было девяносто четыре года.
Погребен на старинном кладбище Цфата.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Зеев Гринвальд
Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения
Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»
Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо с маслом, которое произошло в Храме
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо со светильником