Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раби Моше Терани, выдающегося раввина, мыслителя и законоведа

Раби Моше бар Йосеф Терани (Мабит; 5260-5340 /1500-1580/ гг.) — выдающийся мыслитель и законовед.

Родился в Салониках, в семье испанских изгнанников. Рано став сиротой, переселился вместе с семьей своего дяди, р. Аарона, в Эдирне (бывший Адрианополь).

В восемнадцатилетнем возрасте «поднялся» в Землю Израиля. Поселившись в Цфате, стал ближайшим учеником главы цфатской общины р. Яакова Бейрава (см.).

В 5285 /1525/ году Мабит (аббревиатура слов Моше бар Йосеф Терани) занял пост даяна (судьи) в суде, возглавляемом р. Бейравом. Когда в 5298 /1538/ году р. Бейрав возобновил передачу смихи (раввинского посвящения), Мабит был среди первых посвященных.

В своих занятиях Торой особенное внимание Мабит уделял глубокому изучению тех законов, которые можно выполнять лишь на Святой Земле, и в первую очередь, заповеди субботнего года. Его оппонентами в алахических дискуссиях были наиболее авторитетные законоучителя поколения — р. Давид Ибн Зимра (Радваз; см), р. Йосеф Каро (см.), р. Моше Альшейх (см.) и р. Бецалель Ашкенази (см.), составитель сборника Шита мекубецет.

В 5313 /1553/ году в венецианской типографии вышел в свет комментарий р. Моше Терани на кодекс Рамбама (см.) Мишнэ Тора. Этот комментарий получил название КирьятСефер (Город книги).

Из книг, принадлежащих его перу, особенной популярностью пользуется этический трактат Бейт Элоким (Дом Б-га), впервые напечатанный в Венеции в 5336 /1576/ году, — эта книга стала одним из классических шедевров литературы мусара (еврейской этики).

После смерти р. Йосефа Каро, последовавшей в 5335 /1575/ году, Мабит стал главным раввином и главой раввинского суда Цфата.

Его респонсы — ответы на алахические вопросы, присылаемые ему из многих общин, — были собраны и изданы отдельной книгой в Венеции в 5389 /1629/ году.

Р. Моше Терани покинул этот мир в последний день праздника Песах — двадцать третьего нисана 5340 /1580/ года, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Его сын и ближайший ученик, р. Йосеф Терани (Маарит; см.), стал впоследствии главой евреев всей Османской империи.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.