Египетское рабство — годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова — евреи — со временем стали рабами фараона. Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше). В память этого события установлен еврейский праздник Песах.
Оглавление
Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов [↑]
Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми — на лучшие земли, в область Гошен. В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.
Гнет усиливался постепенно. Когда престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней, египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.
До смерти Леви, последнего из братьев, умершего в возрасте 137 лет, настоящего порабощения еще не было. Фактически, египтяне сначала заставили евреев работать уговорами и посулами. Евреи работали вместе с египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон в начале таскал на спине кирпичи вместе со всеми. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы были добровольно-принудительными, евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им.
К тому времени, что все старшее поколение (Йосеф и его братья) умерло, евреев стало так много, что новому фараону (мидраш говорит о двадцатилетнем Адикам-Авузе, карлике), не знавшему Йосефа, количество евреев в его стране показалось политически опасным, и он стал порабощать их уже всерьез. По другому мнению, фараон был тот же, но указы его были новыми, и он только делал вид, что не знал Йосефа и не помнил всего того блага, которое он принес Египту.
Начал фараон с того, что вменил евреям в обязанность строить для него города-хранилища, а вернее — перестраивать для этих целей уже существовавшие города Питом и Рамсес. Работа евреев в Египте вошла в поговорку. Когда идет речь об изнуряющем, тяжком труде, говорят «аводат парех». Тора словосочетанием «аводат парех» называет ту работу, которой заставляли заниматься евреев.
Казалось бы, что ужасного в изготовлении кирпичей? Всё дело в том, что настоящей задачей египтян было не построить города-хранилища, а изнурить, измучить евреев, истощить их силы настолько, чтобы они вдруг не помыслили воспротивиться и перейти на сторону врагов Египта в случае войны.
Слово «парех» содержит намек на «пэ рах» — мягкие уста. Ведь с мягких увещеваний началось порабощение. Сначала фараон объявил: «Каждый, кто изготовит кирпич, получит столько-то». И евреи трудились, не разгибая спины, чтобы побольше заработать. Тогда Фараон сделал следующее объявление: «Урочное же число кирпичей, какое они делали вчера и третьего дня, наложите на них, не убавляйте от него…» (Шмот 5, 8). Теперь им не только денег не платили — им даже соломы не давали для изготовления кирпичей. Их обязали самим собирать солому, а норму выработки оставили прежней. И не дай Б-г сделать хоть на один кирпич меньше — вместо кирпича в стену вмуруют младенца… (Раши на Санхедрин 101 б).
Аарон и Моше [↑]
Наш учитель Моше, величайший из пророков, и его брат Аарон, первый в ряду первосвященников, родились в Египте, в годы рабства.
За несколько лет до рождения Моше астрологи фараона предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот1:15; Раши, Шмот1:16). А в ночь, когда был зачат Моше, фараон увидел тревожный сон. Призванные им толкователи и астрологи объяснили, что будущий избавитель Израиля уже находится в чреве матери. По совету мага Билама фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды (Шмот 1:22; Сота 12б; Сефер аяшар, Шмот;Шмот раба 1:18, Эц Йосеф; Оцар ишей аТанах, Моше3).
Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. В течение трех месяцев новорожденного Моше прятали дома. Но египтяне все же о нем узнали, и его мать Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил.
Моше-рабейну чудесным образом спасся, чтобы в назначенный час вместе со своим братом Аароном выполнить беспрецедентную миссию, возложенную на него Вс-вышним: вывести евреев из Египта и привести их в Землю Израиля. Вс-вышний выбрал для этой миссии Моше и Аарона из колена Леви.
Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот5:4).
Когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцов и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцов (Бемидбар раба 15:12). Таким образом, Моше и Аарон никогда не были рабами, и потому имели потенциал для того, чтобы вывести на свободу еврейский народ.
Сколько длилось рабство? [↑]
В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества праотцу Аврааму (Берешит 15:13) время заключения Брит бейн а-бэтарим (союза между рассеченными частями животных): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и поработят их, и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12:40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И в третий раз (в Шмот 12:41): «И было, в конце 430 лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской».
Комментаторы по-разному подходят к расчёту количества лет египетского рабства. Независимо от способа подсчета лет, неоспоримо то, что было дано пророчество о 400 годах рабства, а по сути, в Египте евреи провели 210 лет. Вс-вышний обещал Аврааму, что четвертое поколение возвратится в Землю Израиля, и так оно было: «Считай поколения (от) него: Йеуда, Перец и Хецрон, а Калев, сын Хецрона, был среди вступивших на землю (Израиля)» (Раши на 16 пасук 15 главы Берешит).
Зачем было нужно евреям египетское рабство? [↑]
Как любое событие в еврейской истории, египетское изгнание было частью Б-жественного плана. Приведем более подробно то, что было предсказано нашему праотцу Аврааму. Там Тора говорит так: «И сказал (Вс-вышний) Аврааму: знай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и поработят их, и и будут угнетаемы 400 лет. И так же народ, которым они будут порабощены, буду судить Я, а после этого выйдут с имуществом большим» (Недельная глава «Лех леха» 15, 13-14).
Постановление о египетском рабстве изначально распространялось на потомство праотца Ицхака, у которого было 2 сына. Но один из сыновей — Эсав — испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет.
Всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака потомки одного лишь Яакова.
В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим) о которых говорил пророк Даниэль.
Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.
В трактате Недарим (32а) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.
Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы. С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот», это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.
Маараль и Рамхаль показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.
Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.
Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто — ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни — иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец: существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.