Темы: Богатство, Шмот, Недельная глава, Фараон, Обман, Лев Кацин, Исход из Египта, Рассечение моря
Пару лет назад весь мир облетело сенсационное известие. Информационные агентства сообщили, что египетский профессор объявил о своем намерении обратиться в Международный суд, требуя от Израиля возвратить Египту астрономическую сумму. Какие у этого профессора доказательства долга евреев Египту?
Это не требует доказательств, — утверждает ненавистник евреев, — потому что рассказ об этом вы найдете в самой Торе, и евреи, конечно же, сами признают его истинность.
Незадолго до Исхода евреев из Египта Всевышний обратился к Моисею со словами: «Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!»
Евреи сделали то, что повелел им Всевышний, но золота египтянам так никогда и не отдали. Этот, с позволения сказать, ученый взял откуда-то стоимость того золота, помножил банковский процент на 3317 с момента тех событий, и получилась астрономическая сумма.
Как ответить на этот вопрос? В Торе не сказано, что евреи взяли это золото в долг. «Ну и что, — скажет профессор, — если берут чужое, в любом случае нужно отдать». Совершенно верно. Только дело в том, что евреи как раз взяли свое, то есть те средства, которые они заработали рабским трудом.
Вы довольны ответом? Я — нет. Потому что Талмуд учит, что, когда ты вынужден забирать свою вещь, которую тебе не отдают, «не действуй, как вор, а скажи открыто — беру свое!»
Почему же евреи «попросили» египтян дать им золота, а не потребовали оплаты своего труда? Почему сам Всевышний указал евреям, как перехитрить, обмануть египтян?
Каждое слово Торы — это не только рассказ о событиях в истории нашего народа, но и урок, слово Всевышнего, обращенное к нам сегодня. Исход из египетского рабства — это не только перемещение в пространстве или сбрасывание кандалов. Ребе из Коцка однажды сказал: «Важно, чтобы еврей вышел из Египта, но еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея». Важно для человека избавиться от рабства физически, но еще важнее избавиться от духовного рабства.
Как сказано в начале книги Исхода: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: “Вот народ Израиля многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его. Ибо если продолжит этот народ увеличиваться и случится война, то присоединится он к врагу нашему и будет воевать с нами и выйдет из страны”.»
Помню, моя бабушка говорила: «Как бы ни был плох царь (жестокий, деспотичный), евреи не просят нового, потому что новый может быть еще хуже». Наверное, эта народная мудрость родилась в результате рассказа Торы о «новом царе», который издал «новые» антисемитские законы, поработив евреев в Египте.
Евреи были потомками главного министра Египта, которому все были обязаны своим спасением от голодной смерти. В знак благодарности Фараон подарил им плодороднейшую землю Гошен. Как можно было превратить в рабов этих самых преуспевающих граждан империи? Хитростью!
Сказано, что новый царь не знал Йосефа, то есть не хотел знать о заслугах Йосефа и евреев перед страной, не хотел быть благодарным. Вместо этого, царь решил поработить евреев хитростью. Талмуд рассказывает, что царь объявил о всеобщих работах (первом в истории субботнике), сам вышел на работы и стал таскать камни. Лояльные граждане, в том числе и евреи, вышли на помощь царю. Когда евреи втянулись в работу, царь и его слуги один за другим ушли, приказав евреям продолжать. В дальнейшем царь продолжал «хитрить» с евреями, устроив «первое дело врачей». Он приказал еврейским акушеркам убивать новорожденных мальчиков. «Но трепетали они перед Всевышним и не сделали того, что приказал им Фараон, и давали жизнь детям», — рассказывает нам Тора. Тогда Фараон начал посылать своих солдат, чтобы они искали новорожденных мальчиков и топили их.
Этот рассказ наполнен колоссальной мудростью. Кого может перехитрить человек? Только себя! Тот, кто топил еврейских детей, в конце концов сам утонул! Это знают все. Мы лишь добавим один нюанс, объяснение Виленского Гаона.
— Почему, когда Моисей просит Фараона отпустить евреев из Египта, он просит отпустить лишь на три дня? — спрашивает Гаон.
Почему Всевышний обращается к евреям с заповедью взять золото со словами «пожалуйста»? Мы не найдем аналога этому в Торе. Потому что евреи не хотели этого делать, им казалось, что неудобно обманывать египтян. Евреи ведь не собирались возвращаться в Египет.
Но были египтяне, которые считали, что через три дня евреи должны вернуться. Фараон и египетское войско бросились в погоню за евреями ровно через три дня после Исхода, ибо евреи не возвращались с египетским золотом.
Все это было частью великого плана. Когда египтяне настигли евреев у моря, то они стали свидетелями великого чуда: море расступилось. Почему же они вошли в море? Из-за жадности. Стремясь отобрать у евреев золото.
Потрясающая мысль! Всевышний не подталкивал их к воде, не топил их. Они были наказаны собственной жадностью и хитростью. Просьба о трех днях и о золоте были изначально частью плана Всевышнего — наказать негодяев своеобразным «сыром в мышеловке».
«Это несправедливо и нечестно», — скажет профессор из Египта. Ему не понять, что в этом-то и состоит урок: хитрость наказывается хитростью.
«Начало всякой мудрости — трепет перед Всевышним. Добрый разум для всех, творящих это, — прославление его вечно», — сказал мудрейший из людей царь Соломон в своих Притчах. Еврейские акушерки трепетали перед Б-гом и отказались выполнять приказ негодяя под страхом смерти. Они помогали женщинам рожать и «давали детям жизнь». Их благородство и мудрость были вознаграждены. Их потомки стали служителями Храма — коганим. Коганы, кагановичи и рапопорты продолжают жить среди нас, чтобы напоминать нам: слава и награда за мудрый и благородный поступок действительно вечны.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего