Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография величайшего раввина — законоучителя, составителя кодекса Шульхан арух

Раби Йосеф бар Эфраим Каро (Мехабер; Маран; 5248—5335 /1488—1575/ гг.) — величайший из законоучителей всех поколений, составитель кодекса Шульхан арух (Накрытый стол).

Родился в Испании, в г. Толедо. В 5252 /1492/ году, четырехлетним ребенком, он покинул страну вместе с остальными изгнанниками. Его семья, нашедшая временное пристанище в Португалии, вскоре была изгнана и оттуда. После длительных скитаний семья обосновалась в Стамбуле, столице могущественной Османской империи.

Изучал Тору у отца, а после его ранней смерти — у брата отца, р. Ицхака Каро, автора книги Толдот Ицхак.

Завершив период ученичества и женившись, он перебрался из Стамбула в г. Эдирне (бывший византийский Адрианополь), где жила семья тестя. Здесь в возрасте тридцати четырех лет он приступил к работе над составлением фундаментального свода законов, названного им Бейт Йосеф (Дом Йосефа), — эта работа продолжалась более тридцати лет. Там же, в Эдирне, р. Йосеф Каро основал Дом Учения, где занимались не только изучением законов, но и исследовали сокровенные разделы Торы. Ближайшим его соратником и последователем стал замечательный кабалист и пайтан р. Шломо Алькабец, задержавшийся в Эдирне по пути на Святую Землю.

Раби Шломо Алькабец свидетельствовал, что во время их совместных занятий р. Йосефу Каро открывался «магид» (небесный посланник), передававший ему сокровенные тайны Торы. Часть знаний, почерпнутых от «магида», включены в книгу р. Йосефа Каро Магид Мейшарим (Сообщающий истину), опубликованную через век после его смерти — в Венеции 5454 /1694/ году.

Во время эпидемии, вспыхнувшей в Эдирне, погибла жена р. Йосефа Каро и три его сына. После совершившейся трагедии он покинул этот город, и по прошествии времени женился вновь — на дочери р. Ицхака Сэбы, который был сыном выдающегося кабалиста из Испании р. Авраама Сэбы. Вместе с молодой женой р. Йосеф Каро поселился в г. Салониках и организовал там ешиву.

В 5296 /1536/ году р. Йосеф Каро «поднялся» в Землю Израиля — в месяце элуль он достиг Цфата, где годом раньше обосновался и его друг — р. Шломо Алькабец.

В Цфате р. Йосеф Каро вновь основал ешиву: среди наиболее выдающихся его учеников были р. Моше Альшейх, р. Моше Галанти и совсем юный р. Моше Кордоверо, впоследствии один из наиболее значительных мудрецов кабалы.

Одновременно р. Каро стал даяном в суде, работой которого руководил р. Яаков Бейрав (Маари Бейрав). Когда в 5298 /1538/ году р. Бейрав предложил возобновить передачу смихи (раввинского посвящения), а затем возродить работу Санхедрина (высшего совета мудрецов), р. Йосеф Каро был одним из первых посвященных. Смиху от р. Бейрава получили также и ученики р. Каро: р. Моше Галанти и р. Моше Кордоверо; впоследствии сам р. Каро передал смиху р. Моше Альшейху. Однако дальнейшего развития эта идея не получила — в первую очередь, из-за открытого противодействия раввинов Иерусалима и Египта.

В 5306 /1546/ году, после смерти р. Бейрава, р. Йосеф Каро сменил его во главе раввинского суда Цфата — этот суд стал самым авторитетным в Земле Израиля. Из многих общин к р. Йосефу Каро обращались за разъяснением спорных вопросов — его респонсы объединены в сборник Авкат рохель (Благовония коробейника).

Эта книга была впервые напечатана в типографии турецкого города Измира в 5558 /1798/ году — через два века после смерти автора.

В Цфате р. Йосеф Каро завершил работу над своими основными алахическими произведениями. Он составил комментарии на два основных законодательных кодекса — на Мишнэ Тора Рамбама и на Арбаа турим р. Яакова, сына Роша.

В комментарии на Мишнэ Тора, названном Кесеф мишнэ, он указывает талмудические источники законов, приведенных Рамбамом, а также защищает алахические выводы Рамбама от критических замечаний Раавада из Поскьеры , автора Асагот (Заметок).

Комментарий Кесеф мишнэ был впервые издан через год после смерти автора — в Венеции в 5336 /1576/ году. В классических изданиях кодекса Рамбама этот комментарий печатается рядом с основным текстом.

К 5302 /1542/ году р. Йосеф Каро завершил свой комментарий на кодекс Арбаа турим, а затем еще девять лет его редактировал. В предисловии к этой книге, названной Бейт Йосеф, он писал: «Мне хотелось установить ясные законы по всем вопросам, разрешив споры между мудрецами, — ибо я полагал, что наша алаха должна быть единой, как едина сама Тора».

Однако, поясняет он, «моей целью не было создание нового алахического кодекса, ведь в таком случает мне бы пришлось повторять все то, что уже было написано, — я решил прокомментировать один из уже существующих законодательных сводов. …Я остановил свой выбор на книге Арбаа турим, поскольку в ней приводится по каждому вопросу большинство мнений». В своем комментарии р. Йосеф Каро обогатил законодательную палитру дополнительными псаками из новых кодексов и респонсов, появившихся за два века после выхода Арбаа турим, — и по каждому вопросу он стремился вынести окончательное решение.

В этой книге р. Йосеф Каро разработал новый метод принятия алахических решений. В предисловии он пояснял: «Понял я, что мне не следует устанавливать законы при помощи рассуждений и доказательств, опирающихся на Талмуд: ведь так поступали авторы Тосафот, Рамбам, Рашба, Ран, — и каждый из этих мудрецов отстаивал свою позицию. Как я могу позволить себе вмешиваться в споры великих, приводя свои аргументы?! Вот я и решил положиться на три столпа закона, на которых зиждется весь дом Израиля: на Рифа, Рамбама и Роша. И я сказал себе: там, где двое из них согласны друг с другом, закон устанавливается по их мнению — кроме тех редчайших случаев, когда большинство других мудрецов возражают этим двум и во всех общинах принято поступать иначе… И это — наилучший путь при установлении законов».

Комментарий Бейт Йосеф был впервые напечатан в Венеции в 5311 /1551/ году. Завершив работу над комментарием, р. Йосеф Каро создал также его сокращенный вариант — Шульхан арух, в котором привел лишь готовые алахические решения, без аргументации и без указания на источники.

Сам автор так определял стоявшую перед ним задачу: «Подумал я, что нужно, обобщив сказанное в комментарии Бейт Йосеф, изложить все это кратко и ясно — чтобы законы Торы стали известны и понятны каждому еврею и чтобы мудрец, которого спросят, как поступить в том или ином случае, мог бы, зная Шульхан арух, сразу же, не колеблясь, дать четкий ответ… Я хочу, чтобы молодые ученики постоянно изучали Шульхан арух и знали его наизусть, — чтобы слова закона с юных лет были бы у них на устах и стали бы руководством в практических действиях… Я верю, что эта книга сможет, с Б-жьей помощью, наполнить мир знанием Г-спода».

Новый сжатый кодекс был назван Шульхан арух (Накрытый стол), потому что, по словам самого автора, «он был подобен накрытому столу, с которого всегда можно взять необходимый закон».

Для организации материала р. Йосеф Каро использовал принцип, апробированный составителем кодекса Арбаа турим: он разделил все законы на четыре больших раздела. В первом из них, Орах хаим (Образ жизни), собраны законы повседневной жизни и праздников, во втором, Йоре деа (Обучающий мудрости), — заповеди и запреты ритуального характера, в третьем, Эвен аэзер (Камень помощи), — законы семейной жизни, и в четвертом, названном Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), — законы судопроизводства и уголовного права.

Работа над книгой Шульхан арух продолжалась в течение двадцати лет: в 5315 /1555/ году в венецианской типографии вышел из печати первый раздел — Орах хаим, в 5323 /1563/ году была закончена работа над четвертым разделом, Хошен мишпат, и наконец, в 5325 /1565/ году печатание кодекса было завершено.

Интерес к новой книге р. Йосефа Каро был столь значительным, что уже в 5327 /1567/ году появилось сразу два различных издания: одно, набранное «шрифтом Раши», — для знатоков Торы, другое, набранное «квадратными буквами», — для более широкого круга читателей. В 5334 /1574/ году, еще при жизни автора, книга вышла также в малом формате, разделенная на тридцать частей — так, чтобы, по словам самого р. Йосефа Каро, «ежедневно изучалась бы одна ее часть, и за месяц вся книга была бы повторена» (Предисловие к Шульхан арух).

Однако и современники р. Йосефа Каро, и его ближайшие потомки далеко не сразу сумели оценить уникальное значение этого кодекса. Некоторые выдающиеся современники — среди них и р. Йом-Тов Цаалон, один из учеников автора, — полагали, что свой краткий кодекс р. Йосеф Каро «составил для детей и невежд». Р. Шмуэль Виталь снисходительно писал, что «книгу Шульхан арух р. Йосеф Каро написал в старости, в конце своих дней, когда его уже настигли склероз и дряхлость». А были и такие, которые вовсе полагали, что «Шульхан арух составил не р. Йосеф Каро, а один из его учеников или несколько из них, и поэтому нельзя устанавливать закон по этому кодексу, предварительно не сверившись с его собственноручно созданной книгой Бейт Йосеф» — подобное мнение приводит один из духовных вождей мудрецов Италии р. Ицхак Ламфаронти.

И все же с течением времени кодекс Шульхан арух — с примечаниями, написанными р. Моше Исерлисом (Рамо), — стал самым авторитетным сводом законов, признанным и принятым еврейскими общинами всего мира. Авторитет книги особенно возрос, когда к ней были созданы знаменитые комментарии р. Йеошуа Фалька, р. Давида Алеви (Таз), р. Шабтая Акоэна (Шах), р. Авраама Гомбинера (Маген Авраам) и других выдающихся законоучителей последующих поколений.

В 5324 /1564/ году, когда р. Йосефу Каро исполнилось семьдесят шесть лет, умерла его вторая жена, с которой он прожил большую часть своей жизни. Престарелый мудрец вступил в третий брак, взяв в жены дочь одного из ашкеназских раввинов, живших в Йерушалаиме, — и когда ему исполнилось восемьдесят лет, у него родился сын Йеуда.

Р. Йосеф Каро умер в Цфате тринадцатого нисана 5335 /1575/ года, в возрасте 87 лет. Погребен на древнем кладбище Цфата.

В последующих поколениях кодекс Шульхан арух был воспринят в качестве наиболее совершенного выражения Б-жественной воли в мире — по образному определению Рамо, «тот, кто спорит с ним (с составителем Шульхан аруха), как будто спорит со Шехиной (Б-жественным Провидением)» (Респонсы Рамо 48). Подчеркивая уникальность этого творения, р. Йосефа Каро стали посмертно именовать просто Мехабер (Автор) или Маран (Наставник).

с разрешения издательства Швут Ами


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».