Темы: Шмот, Недельная глава, Египет, Фараон, Благодарность, Рав Бенцион Зильбер
Рассказ о том, как и почему изменилось положение евреев в Египте, Тора начинает стихом: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Иосефа» (Шмот, 1:8). По одному из мнений комментаторов, слова «новый царь» следует понимать буквально, по другому мнению — сказанное значит, что царь был тот же, но не желал помнить о прошлом, т.е. о заслугах Иосефа перед Египтом.
Талмуд рассказывает (эта история вам, наверно, известна) о том, как нееврей пришел к Гилелю, выразил желание принять иудаизм, но при условии, что Гилель сумеет объяснить ему суть Торы, пока он будет стоять на одной ноге. Помните, что сказал ему Гилель? Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе.
Понятен ли ответ Гилеля? С одной стороны — да. С другой стороны — в этом ответе нет и намека на т. наз. «заповеди относительно Б-га», такие, скажем, как заповедь о брит-миле, тфилин, шабате, кашруте и других. Разве Тора учит только тому, как вести себя по отношению к человеку? Тора требует от нас и определенных действий по отношению к Б-гу!
Говорит Талмуд: отрицающий добро, сделанное ему человеком, отрицает добро, сделанное ему Творцом. Что это значит? Кто не чувствует первого, не чувствует и второго. Наше отношение к человеку и наше отношение к Творцу едины, ибо происходят от одного корня. Это и учитывал Гилель, давая свой ответ.
Чувство благодарности к человеку и признательность Творцу имеют один и тот же источник. Забегая вперед, скажу: и одно и то же следствие — сознание, что мы обязаны делающему добро. Но об этом — ниже.
Говорят мудрецы: корень зла в душе фараона — отсутствие чувства благодарности. Фараон «не знал Иосефа», т.е. не хотел признавать, что Иосеф сделал для Египта много хорошего, не хотел знать, что Иосеф спас Египет от голода. А в конце главы, когда Моше и Аарон пришли к фараону с заявлением: «Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Отпусти Мой народ…» (5:1), фараон ответил: «…Я не знаю Г-спода…» (5:2).
Заметим это выражение — «не знал». На иврите не говорят «благодарность», а говорят — «признание добра». Почему? Признавать добро — это ведь не то же, что испытывать благодарность? Или то же?
От имени реб Аврома Гродзинского, благословенна его память, передают такое объяснение. Для человека естественно желание отблагодарить за добро. Так Б-г устроил человека. Признав добро, он чувствует себя обязанным воздать добром. Признавая, что для него сделано что-то хорошее, человек уже не может сказать: Ну и что? Если же он не хочет воздать добром за добро, он отрицает его.
У «отрицания добра» есть и другая сторона. Говорят мудрецы: человек создан Б-гом так, что он не любит быть обязанным другому, не любит быть должником. Человек чувствует себя комфортно, только если долги отданы. Признание добра по природе человека неотделимо от чувства долга. Но долг — тяготит, и тому, кто не хочет тягот, остается только прибегнуть к самообману (такая возможность у человека есть) и отрицать сделанное для него. Больше того — иногда желание избавиться от «ярма» оборачивается тем, что человек платит за добро злом.
Каждый из нас получает в жизни много добра — и от людей, и от Всевышнего. Способность испытывать благодарность к людям и к Б-гу — единое качество, одно без другого не существует. Но поскольку в нашем поведении большую роль играют воспитание и привычка, то может получиться, что кто-то, скажем, претворяет в дело свою признательность Б‑гу более добросовестно, чем признательность человеку, а кто-то — наоборот. Но если посмотреть «в корень» и понять, что главное — это признание добра, от автоматизма привычки можно избавиться. Стать лучше.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.