Темы: Шалом Каплан, Греция, Философия, Идолопоклонство, Пророчество
Рамбан в начале своего комментария на Тору приводит мидраш: «Земля была первобытным хаосом, тьма над бездной»… В этой фразе кроется намёк на четыре царства, которые будут порабощать народ Израиля до прихода Машиаха. «Тьма» олицетворяет Греческое царство, потому что они «затемнили глаза народа Израиля». Попытаемся понять, что имели в виду мудрецы.
Написано в мидраше «Седер а-Дорот Раба» («Порядок поколений»), что когда пришёл к власти Александр Македонский, умер последний пророк Эзра и прекратилось пророчество в мире. Как видно, мудрецы соотносят исчезновение пророчества с приходом в мир Греческого царства. Итак, у нас есть два вопроса, на которые нужно найти ответы: первый — почему Греческое царство сравнивается с тьмой, и второй — как связано с ними исчезновение из мира пророчества?
Первым делом надо понять, что из себя представляло пророчество. Пророк на святом языке, который представляет собой первоисточник всех понятий, существующих в мире, называется חוזה — видящий, т. е. пророчество — это способность человека видеть гораздо больше, чем простой смертный, некая расширенная способность видеть, которую человек получал вследствие серьёзной работы над собой.
Были такие случаи, когда человек получал пророчество и оно не являлось следствием духовного совершенства, как это было с Биламом, но такое пророчество не являлось последовательной связью с Творцом, т. е. подобный человек не был сознательным посланником Творца в мире, а пророчество ему давалось по каким-то особым причинам. Это отдельная тема, заслуживающая особого внимания. В любом случае, проявления пророчества прекратились в мире с приходом Александра. Иными словами, мировую историю можно разделить на две эпохи — когда было пророчество и когда оно исчезло. И надо понять, что эти две реальности далеки друг от друга, как Запад от Востока. Мы живём в реальности отсутствия пророчества. Попытаемся представить, как выглядел мир до того.
Тора практически с первых страниц повествует о том, что Б-г разговаривал с человеком. Т.е., мир был создан таким образом, что в нём была постоянная связь с Творцом, мир находился гораздо выше в духовном плане, чем сейчас. И мы видим удивительный факт — не только праведники слушали указания пророков, но и величайшие злодеи мира, такие, как Невухаднецар, разрушивший Храм, и которому за особую жестокость мудрецы придумали особое пожелание — «да сотрутся его кости», Ахашверош, Дарьявеш и другие считались с еврейскими пророками.
Естественно, напрашивается вопрос: почему? Злодеи мира, целью жизни которых было восстать против Творца и его народа, вдруг считаются с пророчеством!
А ответ, видимо, в том, что это была реальность, а с реальностью, понятно, не спорят. Как сегодня никому не придёт в голову спорить с тем, что человек, спрыгнувший с высотного дома без парашюта, разобьётся, так и тогда спорить с пророчеством было противоестественно.
Мир был значительно выше, и в нём было открыто людям гораздо больше, чем сейчас. А затем, по выражению мудрецов, Всевышний отделил Себя от мира «железным занавесом» — это и называется исчезновением пророчества. Т. е. способность пророков получать информацию от Творца была производной от общего состояния мира. Рамбам в Предисловии к Пиркей Авот пишет, что во все времена есть мудрецы, которые находятся на уровне, позволяющем пророчествовать, — если бы было пророчество в мире.
Таким образом можно объяснить ещё одно непонятное явление, описанное в Священном писании — идолопоклонство. Именно оно чаще всего использовалось как предлог для атеистической критики. И, действительно, как современный цивилизованный человек может допустить бессмысленное поклонение изделиям из камня и дерева! Естественно, хочется объяснить это явление примитивностью древних народов и несостоятельностью их мировоззрения.
Но на самом деле идолопоклонство существовало в мире вместе с пророчеством и именно благодаря ему обладало реальной силой. Мир во времена пророчества был более духовным, и, соответственно, дурное начало мира тоже было более духовно. Творец создал мир в равновесии, т. е. так, что в нём всегда присутствует свобода выбора. И если в мире есть пророчество, прямой контакт с Творцом, очевидность которого невозможно отрицать, как люди смогут Его не слушать! И поэтому, чтобы осталась свобода выбора, чтобы мир остался в равновесии, должны присутствовать в мире какие-то силы, компенсирующие влияние пророчества. Как объясняет Рамбам в законах об идолопоклонстве, начало ему было в том, что влияние духовного мира было открытым, т.е. влияние высших сил, управляющих духовным миром было очень ощутима, и поэтому люди начали ошибаться, думая, что если Творец наделил их полномочиями, то и мы должны их почитать. Но дело было не только в почитании, а также в возможности влиять на эти силы снизу.
Можно привести аллегорию. Огромный дворец, в котором есть целая система служащих, отвечающих за отдельные богатства Царя. Для того, чтобы получить что-либо из дворца, существует два пути: один — пробиться к самому Царю, и тогда у человека будут ключи от всех комнат. Другой — подкупить определённого служащего и получить легко и быстро то, что нужно. Понятно, что первый путь — прямой и трудный, а второй — преступный и лёгкий. Так и в те времена — духовный мир, непосредственно отвечающий за функционирование материального мира, был открыт и влияние его было очевидно. Более того, существовала обратная связь, была возможность влиять на духовный мир и тем самым получать быстрый реальный результат здесь.
Таким образом, можно получить примерную картину того мира. Присутствие духовной власти было настолько очевидно, что ни у кого не могло возникнуть ни малейшего сомнения. Т.е., в мире не было места неверию в Б-га, Его присутствие было очевидно. Более того, человека, утверждающего атеизм, сочли бы сумасшедшим. Только вот кому подчиниться, самому Всевышнему или его управляющим, — в этом и заключалась свобода выбора. В этом — суть идолопоклонства.
Возвращаясь к нашему вопросу, можно понять, что имели в виду мудрецы, сравнивая царство греков с тьмой. Дело в том, что суть греческой идеологии заключалась в утверждении: есть только то, что видят глаза. То, чего нельзя видеть, не существует. И понятно, что в мире, где царствует такое мировоззрение, нет места пророчеству. Приход эллинского царства как бы вытеснил из мира пророчество, затемнил глаза Израиля, т.к. Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается. Так было с поколением потопа: люди тогда жили в идеальных условиях, поэтому их жизнь была долгой и безболезненной, но человечество не справилось с этим испытанием и жило исключительно материальной жизнью. Поэтому у него забрали всё: условия жизни существенно ухудшились и продолжительность её сократилась. Так было и с поколением разделения (Вавилонской башни), которое, обладая огромными возможностями, использовало их не для духовного совершенствования, а для восстания против Б-га. Так произошло и во времена греков — если человечеству не нужен дар видеть дальше собственного носа, то оно не увидит и его!
В заключение можно добавить лишь то, что в этом и есть наше испытание — не замыкаться только на действительности, нас окружающей, а попытаться понять, что кроется за ней.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»