Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раби Йосеф Шалом Эльяшив, Каббала, Хафец Хаим, Духовное развитие, Рав Александр Кац
Раби Шломо бар Хаим Эльяшив (Бааль Алешем; 5601—5688/1842—1928/ гг.) — выдающийся кабалист. Происходил из рода великого кабалиста раби Ицхака Лурии (Аризаля) — и по отцовской и по материнской линии. Прямой потомок знаменитого кабалиста раби Шимшона Острополера, убитого казаками Богдана Хмельницкого.
Родился в литовском городке Загоре.
До тринадцати лет изучал Тору под руководством отца, затем учился в ешивах Минска и Телза (Тельшая). Поселившись в г. Шауляе, целиком посвятил себя изучению Торы.
Он вел жизнь затворника — облачившись в талит и тфилин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. Основным предметом его исследований стали книги, содержащие сокровенное учение Аризаля и Виленского Гаона.
По свидетельству рава Авраама-Ицхака Кука, прежде, чем приступить к изучению кабалы, раби Эльяшив «основательно изучил Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, кодексы законоучителей разных поколений и множество книг мусара, затем кабалистические сочинения раби Моше Кордоверо и раби Моше-Хаима Луцато, а потом уже — Зоар и “Книгу Творения” с комментариями и разъяснениями Виленского Гаона, и, наконец, он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля» (Сарей амеа 6:13).
Раби Эльяшив стал самым авторитетным в литовском крае знатоком кабалы. К нему в Шауляй приезжали многие духовные лидеры поколения, среди которых были раби Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) и раби Ицхак Блазер (раби Ицеле Петербургер), один из зачинателей этического движения Мусар.
«В этом мире следует использовать каждую возможность находиться рядом с ним, — говорил Хафец Хаим, — ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа». Хафец Хаим пояснял: «Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры, он же (раби Эльяшив) действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома» (Гдолей адорот).
Рав Авраам Кук также навещал раби Эльяшива в Шауляе и ночи напролет изучал под его руководством сочинения раби Хаима Виталя, содержащие учение Аризаля (Сарей амеа 6:13).
Раби Эльяшив написал целый ряд значительных книг по кабале, среди которых Сефер акдамот вешаарим (Книга прелюдий и преамбул), Сефер адеа (Книга знания), Сефер аклалим (Книга основных принципов), а также Хелек абиурим (Раздел пояснений) — развернутый комментарий на основополагающую книгу раби Хаима Виталя Эц хаим (Древо жизни).
В 5675/1915/ году, в разгар первой мировой войны, семидесятипятилетний раби Эльяшив был изгнан вместе со всей общиной Шауляя из прифронтовой полосы в глубь России — российские власти подозревали евреев в сочувствии и помощи неприятелю.
Перед поспешной эвакуацией раби Эльяшив, не имея возможности взять с собой свои многочисленные рукописные сочинения, зарыл их в землю около Шауляя. После войны эти места оказались под властью немцев. Тем не менее, стараниями добровольных помощников из еврейской общины Риги удалось извлечь рукописи из земли и, переправив через российскую границу, возвратить автору (Гдолей адорот).
В 5682/1922/ году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он прибыл в Йерушалаим. Раби Шломо Эльяшив умер в Йерушалаиме двадцать седьмого адара 5688/1928/ года.
Все многочисленные участники его похорон наблюдали в небе над Ар Зейтим (Масличной горой) яркий столп света, направленный, подобно гигантской радуге, с востока на запад, до самого горизонта, — такое явление издревле наблюдалось во время похорон выдащихся праведников и знатоков сокровенного учения (Гдолей адорот).
На его могильлном камне высекли: «Наставник, подобный Б-жьему ангелу, — …перед ним были открыты сокровенные тайна Торы».
Собрание его кабалистических сочинений было издано под общим названием Лешем, шево веахлама (Яхонт, агат и аметист).
Эта книга стала столь авторитетной, что в последующих поколениях раби Шломо Эльяшива стали называть по заглавию книги — Бааль Алешем (Автор «Яхонта…»).
Его внук, раби Йосеф-Шалом Эльяшив, — выдающийся законоучитель и духовный лидер нашего поколения.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»