Из цикла «Врата востока», темы: Шмот, Кашрут, Неевреи, Врата востока, Антисемитизм, Бней Ноах, Исраэль Спектор, Материалы для Бней Ноах
ותמלא הארץ אתם
«И наполнилась ими земля» (1:7)
Едва евреи потянулись в театры и концертные залы Египта, сразу же начались преследования, целью которых было избавиться от евреев. Как сказано в Мишне бруре, человек, надсмехающийся над всем, попадает в ад, и несчастья постигают к нему, как сказано: «И ныне не глумитесь, чтобы не стали узы ваши крепче» (Йешая 28:22).
Раби Моше Акоэн с острова Джерба вынужден был странствовать по миру. Живя какое-то время на Мальте, рав исполнял обязанности машгиаха кашрута (наблюдателя). Мясники на Мальте были христиане. Рав резал скот, проверял его, ставил печать «кошер» и отсылал мясо с еврейским посыльным в лавку. Один из мясников задумал обмануть рава. Он попросил одного из сановников посетить бойню и, заняв рава разговором, отвлечь его. А он, мясник, тем временем приведет в исполнение свой план.
В назначенный день мясник подготовил двух похожих быков, спрятав одного в закрытом помещении. Рав зарезал быка, а мясник-христианин стал его разделывать. В это время подошёл тот самый сановник, начал беседовать с р. Моше, и они, разговаривая, вышли на улицу. Тогда мясник спрятал уже зарезанного равом быка, вывел другого, сам зарезал и разделал его.
Когда рав вернулся, то мясник дал ему на проверку лёгкие. Рав проверил и сказал: «Треф!» Удивился мясник и спросил: «Господин рав, почему вы запретили этого быка?» «Запрещено. Наша религия запрещает такого быка, и я не обязан ничего объяснять», — ответил рав. Мясник упёрся: «Если рав не объяснит мне, то я привлеку его к суду за нанесенный ущерб».
После продолжительного спора рав ответил, что алаха (еврейский закон) говорит: «Мясо, которое исчезло с глаз работника, запрещено!» Сказал мясник: «Господин рав, чего вы боитесь? Ведь бойня была утром закрыта. Я открыл её в вашем присутствии, и вы видели, что нет тут другого быка. Может быть, кто-то сбросил сюда другого быка с крыши?» Но рав твердил своё: «Закон запрещает, и всё!» Усмехнулся мясник и сказал: «Я хочу показать быка, которого рав действительно зарезал». Открыл комнату и показал раву зарезанного утром быка. Сказал рав: «И второй бык не кашерен, ибо оба исчезли с глаз резника и запрещены еврейским законом!» Расстроился мясник, что затеял эту «игру», и понял, что не следует пытаться «играть» с Торой Израиля.
חבה נתחכמה לו
«Давайте перехитрим его» (1:10)
«И встал новый царь, который не знал Йосэфа» — забыл о содеянном ему добре; «И сказал народу своему: Давайте перехитрим его» — отплатим злом за добро. И, в конце концов, пал фараон, а у евреев была радость и веселье.
Нечто подобное произошло в Тунисе — и в результате евреи получили право поселиться в Кайруане.
Увидел один еврей арабского сироту, голодного и плачущего. Пожалел он ребёнка и взял к себе жить. Поскольку нельзя по закону обращать кого-либо в иудаизм, то еврей всегда напоминал, что ребёнок — араб, и отправил его учиться в мусульманскую школу. Мальчик выучился и стал религиозным судьёй (кади) города Кайруана — святого для мусульман и посему запрещенного для евреев, хотя ранее была в городе еврейская община, и похоронены там р. Нисим Гаон, рабейну Хушиэль и рабейну Хананель.
Когда мальчик вырос и занял высокий пост, стали мучить его сожаления о совершенном «грехе» и разгорелась в нем ненависть к евреям: не мог он смириться с тем, что жил в еврейском доме, ел там и уши его впитали немногое из Торы. Не мог он успокоиться и решил убить еврея, в доме которого жил, и тем покрыть грех.
Что же он сделал? Послал письмо, где описывал свои успехи и приглашал своего благодетеля в город. Въезд в город евреям запрещён, но выход есть — переодеться мусульманином.
Еврей, получив письмо, очень обрадовался и написал в ответ, что обязательно прибудет такого-то числа. Приехав, он увидел кади, спешащего ему навстречу с радостью, и попросил дать ему возможность побывать на могилах рабаним. Кади привёл еврея на место, впустил внутрь, затем запер дверь на ключ и, прошипев со злобой: «Останешься здесь, проклятый еврей, до своей смерти, и кости твои будут белеть здесь рядом с могилами праведников!» — ушёл.
Понял еврей, что случилось, и стал просить на могилах праведников: «Рав Нисим Гаон, рабейну Хушиэль и рабейну Хананэль! Не испугался я опасности, дабы посетить ваши могилы и порадоваться за человека, которого воспитывал; и вот — нет веры арабам, и сын, которого воспитывал как родного, отплатил мне злом за добро! Рабаним, попросите за меня перед Творцом, чтобы освободился я из рук злодея и вышел на свободу!»
Ещё не закончил он говорить, как двери открылись!
Тут же вышел еврей за ограду и без оглядки побежал из города.. Дома рассказал он, как спасся от верной смерти. Историю эту услышал р. Йеошуа Басис, главный раввин Туниса, и вызвал еврея к себе, чтобы выслушать все подробности, а потом взял его с собой к правителю.
Убедившись в правдивости рассказа, приказал правитель заковать кади в наручники, привязать к хвосту лошади и привести к нему. Специальный гонец прибыл в Кайруан и сообщил кади о вызове в Тунис. Кади приказал было заложить карету, но оказалось, что должен он быть привезён в Тунис совсем-совсем иначе… Не помогли никакие мольбы. Кади был убеждён, что произошла страшная ошибка, которая будет исправлена, как только предстанет он перед правителем.
«Я, кади Кайруана, — сказал он правителю, — произошла ошибка, и я готов доказать это!»
Правитель позвал р. Басиса и еврея, воспитавшего кади. «Не хочешь ли познакомиться со своим благодетелем?» — спросил правитель.
Кади обернулся и увидел еврея, который, по его расчетам, давно должен был сгинуть в заключении. Сомнений не было — он захочет отомстить — и кади умер на месте от разрыва сердца!
Сказал р. Йеошуа: «Кто воздаст злом на добро, от дома того не отойдёт зло» (Мишлей 18:13), «Копал яму, и вырыл её, и упал в яму, (которую) сам сделал» (Теилим 7:15), «Так погибнут все враги твои, Г-споди» (Шофтим 5:13)!
После этой истории запрет евреям жить в Кайруане был отменен, и вплоть до наших дней существовала там община.
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.