Оглавление
Кто такой еврейский раб [↑]
Статус еврейского раба [↑]
Изначально Тора не приветствует понятие еврейского раба, потому что еврей, прежде всего — раб Всевышнего, как сказано: «Потому что они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должны они быть продаваемы, как продают рабов» (Ваикра 25:42).
Поясним. Моментом окончательного формирования еврейского народа, как народа Израиля, считается выход из Египта. Но есть важная поправка, позволяющая более точно определить сущность того судьбоносного события. Выход из Египта не был только праздником освобождения из рабства. Это был момент, когда евреи перестали быть рабами египтян, и стали рабами Всевышнего.
Поэтому еврей имеет право продать себя в рабство только в ситуации, когда у него нет минимальных средств к существованию. Также и вор, который не в состоянии вернуть украденное, продается в рабство против его воли.
Как добровольное принятие статуса еврейского раба, так и продажа против воли, совершается без лишнего шума, чтобы не причинить продаваемому стыда (Рамбам, «Алахот авадим», 1:5).
Законы еврейского раба находятся в зависимости от йовеля (юбилейного года). Поэтому сегодня, когда йовель не соблюдается, невозможно реализовать и законы еврейского раба (там же 1:10). То есть, на практике это означает, что сегодня у нас нет еврейских рабов.
У каждого еврея, продавшего себя в рабство, есть опция освободиться от статуса еврейского раба раз в шесть лет: «Если продастся тебе брат твой, иври, или иврия, то пусть служит он тебе шесть лет, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу» (Дварим 15:12). Также, подобная опция открывается в год йовеля: «Как наемник, как поселенец должен он быть у тебя; до года юбилейного пусть работает у тебя» (Ваикра 25:40).
Еврейский раб, в отличии от т.н. «кнаанейского раба» (см. ниже), остается хозяином самому себе, и только его работа принадлежит временному хозяину. И лишь в случае, когда сам еврейский раб заявляет от том, что хочет остаться в этом статусе, тогда он становиться рабом навечно: «Но вот, если скажет он тебе: “не уйду я от тебя”, так как полюбил он тебя и дом твой, потому что хорошо ему у тебя. То возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим навек. Так же поступай и с рабою твоею» (Дварим 15:16,17). Однако, по мнению комментаторов, и в этом случае, сохраняется опция выхода на свободу в год йовеля.
Отношение к понятию еврейского раба [↑]
Когда-то по миру витали идеи о всеобщем равенстве, когда не будет бедных и богатых. Сегодня мы знаем, что все те идеи, были не более, чем утопия. Сама Тора говорит о том, что всегда будет оставаться разделение на разные слои общества, как сказано: «Ибо не переведется нуждающийся на земле…» (Дварим 15:11). Однако Тора позаботилась о том, чтобы у еврея, был «коммунизм», хотя бы на уровне чувств. Чтобы господин не подумал, и не развил в себе чувство, что раб находится под его властью. А также, чтобы и еврейский раб не почувствовал, что его судьба находится в руках его господина. Ведь если случиться так, что хозяин останется без подушки, то это вызовет дискомфорт, к которому, однако, можно приспособиться. А вот нехватка той же подушки у раба, уже может вызвать у него ощущения приниженности. А это уже душевный дискомфорт, избавиться от которого будет куда сложнее.
Мы знаем, что Тора, разрешает понятие рабства, которое, на первый взгляд, выглядит диким и жестоким. Однако все познается в сравнении.
Какая участь ждет пойманного вора? Он, не минуемо попадет в тюрьму. Не редко, проворовавшиеся, не являются закоренелыми преступниками, а пошли на преступление ради куска хлеба. И вот такой, часто совсем молодой человек, отправляется в тюрьму. Оказавшись в объятиях большой воровской семьи, этот человек, из ошибочно оступившегося, может превратиться в настоящего преступника. В тюрьме он пройдет пусть становления, настоящую преступную школу, если не университет. Там ему объяснять, что не оставь он свидетелей, то не сидеть бы ему в тюрьме. И еще много того, о чем здесь не место писать. Отсидев свой срок, такой молодой человек, может возвратиться в общество не только подготовленным преступником, но и даже потенциальным убийцей.
Но на этом плохое еще не закончилось. Если у заключенного на свободе осталась семья, то их также ни чего хорошего не ожидает. Дети растут без отца, без средств к существованию и без нормального воспитания. И кто знает, если эти дети, позже не окажутся на месте их отца?
И все то время, пока вор будет отбывать срок, никто не станет возмещать причиненный им ущерб.
Что произойдет с таким оступившемся, по еврейским законам?
Еврей, оказавшийся под властью другого за долги, прежде всего, должен начать их отрабатывать.
Такое рабство не только полезно, но и на самом деле мало чем отличается от «свободы». Ведь если правильное определение «свободы» — это возможность полностью развить свой потенциал, даже если к этому кто-то обязывает, то и у такого раба эта возможность существует.
Под бдительным, но не жестоким контролем временного хозяина, еврей-раб получает новую возможность начать учиться тому, как правильно строить свою жизнь. Как ценить время и данную тебе свободу, и как правильно распределят заработанные средства, чтобы еще раз не попасть в малоприятное положение батрака. И не забываем, что все это проходит под строжайшим запретом на унижения еврея-раба, даже на уровне ощущений.
Не еврейский раб [↑]
Когда еврей покупает себе не еврейского раба (или рабыню), то этот человек получает статус раба-нееврея — «кнаанейский раб». Он становится обязанным соблюдать все заповеди, выполнение которых зависит от времени (как еврейские женщины).
Таким образом, человек, который совсем недавно был обязан соблюдать, максимум, семь заповедей сыновей Ноаха, поднимается в уровне своей святости. Ведь теперь он обязан соблюдать огромное количество заповедей.
Если произойдет так, что раб-нееврей окажется освобожденным от рабства, то автоматически он станет обязан соблюдать все заповеди Торы — равносильно обычному еврейскому мужчине.
Рабство, нахождение под властью других, иногда может быть и полезным, если в этом положении человек получит возможность в полной мере развить свой потенциал.
Но жизнь не стоит на месте и в последних поколениях произошли серьезные изменения в нормах и поведении людского общества. Нашим современникам зачастую сложно понять нормы и обычаи других эпох, а также то, чем они были обусловлены. Возможно, эти ветры перемени и стали причиной, практически полного исчезновения понятия рабства сегодня. Однако, еще каких-то 30 лет назад понятие рабства и законы отношений с кнаанейским рабом были актуальны, например, для евреев в некоторых странах Африки, где рабство было упразднено де-юре только в последнее время, а де-факто существует в нескольких местах до сих пор.
Известные рабы-неевреи [↑]
- Элиэзер, раб Авраама — его жизнь и деятельность явно описывается как успех. Он пользовался полным доверием Авраама и блестяще выполнял важнейшие миссии, такие, как нахождение невесты Ицхаку.
- Агарь дочь фараона — чудеса совершенные Всевышним, при вызволении Сары из дома Паро, произвели на его дочь Агарь должное впечатление. Сказал Агарь, что лучше быть рабыней в доме Авраама, чем быть царской дочерью в доме Паро. Так она стала рабыней, а позже — наложницей в доме Авраама родив ему сына Ишмаэля.
- Рабыня Ишая (отца Давида), имя которой нам осталось неизвестным. Благодаря достойнейшему поступку этой рабыни и появился на свет Давид, основавший единственную законную династию царей Израиля и рода Машиаха («Ялкут Реувени»).
- Тави, раб рабана Гамлиэля — в трактате Сука (20 б) приводится история о том, как рабан Гамлиэль расхваливает перед мудрецами своего кнаанейского раба по имени Тави. Однажды, когда не хватало десятого еврея, рабан Гамлиэль освободил Тави, чтобы дополнить миньян для молитвы, и это сделало Тави полноправным членом общины Израиля. Когда же Тави умер, то рабан Гамлиэль сидел по нему шива (7 дней траура по близкому родственнику). А на упрек присутствующих, что не сидят шива по рабам, отвечал: «Тави не как все рабы, кошерный был».
- Царь Ордус (Ирод) — бывший раб дома Хашмонеев, незаконно узурпировавший царскую власть в конце эпохи Второго Храма.
Рабы Всевышнего [↑]
Четырнадцать человек носили почетный титул «раба Всевышнего» — так их они названы или в Пятикнижии, или же в книгах Пророков.
- Авраам зовется рабом Всевышнего (Берешит 26:24).
- Яаков, третий из праотцов, внук Авраама (Иешаяу 30:20).
- Моше — пророк Моисей (Бемидбар 12:7).
- Йеошуа бин Нун, ученик Моше (Йеошуа 24:29).
- Калев бен Йефуне — один из 12-ти разведчиков, который не участвовал в их заговоре (Бамидбар 14:24).
- Давид (Ехезкель 37:24).
- Йешаяу (Исайя) — пророк времен Первого Храма (Йешаяу 20:3).
- Эльяким, сын Хилькияу — придворный времен еврейского царя Хизкияу (там же 22:20).
- Иов (Иов 2:3). Отметим, что согласно большинству мнений, Иов не был евреем.
- Даниэль (Даниэль 6:21).
- Ханания, Мишаэль и Азария — соратники Даниэля в вавилонском плену (там же 3:26).
- Зрубавель — лидер евреев времен возвращения из Вавилона и строительства Второго Храма, представитель царской династии (Хагай 2:23).
Как было указано выше, Исход из Египта стал переломным моментом в жизни еврейского народа: евреи стали называться рабами Всевышнего. Тем не менее, этот момент рассматривается как большое Освобождение евреев, а праздник исхода из Египта — Песах — называется «праздник нашей свободы». Почему?
Вероятный ответ на этот вопрос видится таким: это Освобождение сделано для того, чтобы евреи были связаны узами благодарности и любви с Творцом, и чтобы эта их связь больше никогда не прерывалась. Ведь только став «рабом Всевышнего», прикрепившись к Нему, можно стать по-настоящему свободным.