Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будешь много заниматься Торой, Всевышний поможет тебе преодолеть злое стремление»Бэмидбар Рабба, Насо
Еврейская история знает немало трагических событий, которые произошли 9 Ава…

Приказ об изгнании

В марте 1492 года после того, как Гренада, последний мавританский город Испании, была захвачена, король Фердинанд и королева Изабелла подписали декрет об изгнании из их страны всех евреев, которые откажутся принять христианство. Они полагали, что таким образом Испания станет христианской.

Месяцем позже этот декрет был обнародован. Он уточнял дату: до конца июля евреи Испании и принадлежащих ей территорий должны покинуть страну. Самые знатные представители евреев просили короля отказаться от своего решения. Так дон Ицхак Абарбанель, в то время министр финансов королевства, воспользовался всем своим влиянием, обещал королю значительные суммы за то, что он позволит евреям жить в своей стране. Король готов был уступить его настоятельным просьбам, но великий инквизитор Торквемада энергично оказывал давление в противоположном направлении и добился подтверждения декрета. Король предложил Абарбанелю сделать исключение в его пользу, но он с достоинством отказался и предпочел разделить судьбу своего народа.

В соответствии с датами, указанными в тексте декрета и других добавочных документах, днем, назначенным для отъезда всех евреев Испании, должно было стать 7 Ава. Однако дон Ицхак в своей книге «Мааяней Еошуа» утверждает, что изгнание произошло 9 Ава, в годовщину разрушения Храма.

Евреи должны были покинуть Испанию не только из-за религиозного фанатизма испанских священников, но и по политическим причинам. С конца XIV века многие испанские евреи приняли христианство для спасения своей жизни. Тайно оставаясь верными иудаизму, эти мараны или «новые христиане» часто добивались высоких политических, экономических и даже церковных должностей. Это вызывало озлобление народа. Впрочем, официальной причиной декрета об изгнании стало опасение влияния оказываемого евреями на своих обращенных в христианство собратьев. Политическое объединение Испании требовало также укрепления путем национального и религиозного объединения.

Изгнание из Испании продолжило еврейскую историю галута и скитаний. Подобные события, хотя и в значительно меньших масштабах, ранее имели место в Англии, Франции и различных немецких княжествах. Испанию, по свидетельству рава Абабанеля, покинули примерно триста тысяч евреев. Перед исходом они пережили трагические испытания. Рав Йосеф Яавец свидетельствует: «Еврейские женщины Испании побуждали своих мужей к мученичеству ради освящения Имени Вс-вышнего. Но они, напротив, не переставали петь дифирамбы (светским наукам), предпочли отречься от своей веры в этот день горечи». («Ор а-хаим», гл.5)

Рав Авраам бен Йосеф из Тротеаля еще более точен в своих обвинениях против правящих и аристократических классов еврейской общины: «И большинство евреев с их именитыми гражданами, вождями, сановниками остались в своих жилищах, чтобы расстаться с источником живой воды, Царем мира, и последовать за чужими богами…» («Ашламат сефер а-Каббала»)

Испытания в изгнании

Евреи Испании искали приют в Португалии, Северной Африке, Италии и Турции. Во вступлении к своему комментарию к книге «Млахим» — «Цари» дон Ицхак Абарбанель рисует волнующую картину страданий, перенесенных изгнанниками. «Их уделом были тяжкие и многочисленные испытания, ограбленные и лишенные всего, обреченные на голод и эпидемии, проданные в качестве рабов и слуг во все стороны света. Некоторые отправились морем, не боясь бурных вод, но и там рука Б-га покарала их: было много тех, кто, сгорев вместе со своими кораблями, узнали одновременно муки воды и огня…»

«Шевет Иеуда» рава Шломо ибн Вирга, который также познал трагические события изгнания, рассказывает трагические истории, описывающие стойкость евреев в несчастье. «Кое-кто после многих перипетий добрался до незнакомого берега. Среди них был один еврей, сопровождаемый женой и двумя сыновьями. Они изо всех сил пытались отправиться в путь, но жена, сделав несколько шагов, упала замертво. Мужчина поддерживал своих детей, но, побежденные голодом, все трое вскоре потеряли сознание. Когда еврей очнулся, он увидел рядом с собой двух мертвых сыновей. Тогда в отчаянии он закричал: “Господин мира! Что только ты не делаешь, чтобы я отказался следовать за тобой. Однако будь уверен, что я еврей и останусь евреем, и что все, что со мной произошло, и все, что еще может случиться со мной по твоей воле, не сможет ничего сделать с этим”. Затем он сгреб землю и траву, чтобы покрыть этим своих детей, и отправился искать обитаемое место».

Место приюта

Совершенно понятно, что большая часть изгнанников искала убежище в странах, граничащих с Испанией. В частности, евреи Кастилии отправились в сторону Португалии, король которой согласился дать им временный приют при условии повышенной оплаты права вхождения в страну. Десятки тысяч других евреев достигли берегов Северной Африки. Небольшое число укрылось в Италии, во французской Наварре, в венецианском графстве или в провинциях Оттоманской империи.

Однако это не означало, что настал конец их волнениям. Если, к примеру, король Марокко открыл для них ворота своего королевства, его подданные отнюдь не были приветливы к этим евреям, обессилевшим от дорожных переживаний, различных болезней и голода. У многих даже не было иного выбора, кроме как вернуться в Испанию.

В то время как некоторые раввины обосновались в Северной Африке и продолжили там изучение Торы, составлявшее величие испанского иудаизма, другие предпочли продолжить свой путь по направлению к Египту и прочим другим землям, находящимся под турецким правлением. Среди них раби Яаков Бейрав, раби Давид Бен Зимра (Радбац), раби Моше Алхакер, раби Авраам Захут, раби Иеуда Хаят.

Некоторые евреи, среди которых был и дон Ицхак Абарбанель, искали убежище в Неаполе, но прошло немного времени, и они тоже были изгнаны оттуда.

Однако худшее ожидало изгнанников, думавших, что нашли приют и покой в Португалии. Король этой страны, который в конце 1496 года женился на инфанте Испании, уступил давлению принцессы и решил также изгнать евреев из своего королевства. Желая однако удержать евреев, приносивших немалую пользу экономике Португалии, он воспользовался хитростью, чтобы насильно обратить их в христианство. Когда отказавшиеся от добровольного крещения тысячи евреев собрались в Лиссабоне, чтобы сесть на корабли, отправляющиеся за границу, монахи окропили их святой водой, тем самым насильно окрестив их. Теперь объявленные христианами евреи не могли покинуть страну. Однако со временем многим удалось бежать.

Конец иберийского иудаизма

Изгнание из Испании положило конец существованию процветающей общины как с культурной и религиозной, так и с экономической точки зрения. Сотнями тысяч испанские евреи покидали землю, которая в свое время приютила одну из самых древних общин. Однако сефардский иудаизм вскоре возродился на Востоке, где постепенно развилась интенсивная еврейская жизнь.

Перевод Полины Розенблат, из журнала «Мир Торы», Москва

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.