Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему Б-г благословенный утяжелил сердце фараона, зачем Он пожелал дать так много знамений в Египте и навести на эту землю так много казней? Ведь было бы лучше, если бы фараон сразу же при первом разговоре с Моше послушался его и отпустил евреев из Египта, не стал бы противоречить Моше и издеваться над евреями! А если у благословенного Б-га была какая-то причина отяжелить его сердце, как можно было наказать за это фараона всеми этими казнями? А ведь стих прямо говорит: «А Я утяжелю сердце фараона и явлю многие Свои знаки и знамения в земле Египетской», — а затем: «Приди к фараону, ибо Я утяжелил его сердце и сердца его рабов, чтобы поместить эти знамения в среду его»!

Правильный ответ, с моей точки зрения, должен состоять в том, что «утяжеление сердца» фараона, которое благословенный Б-г счел необходимым, вовсе не означает, что его сердце теперь стало упрямым настолько, что он смог не послушаться слов Моше. Его сопротивление было вызвано его собственным упрямством, на которое Б-г никак не влиял. А слова «Я утяжелю сердце фараона» говорят лишь о том влиянии, которое на него оказывают наведенные Б-гом казни.

Когда он увидел первую казнь, при которой вода превратилась в кровь, он обратил внимание на то, что эта казнь быстро прекратилась и не стала постоянным бедствием. Поэтому он подумал, что эта казнь не послана Б-гом, а является лишь результатом случайного стечения обстоятельств или действия неких природных законов. А когда затем он увидел, что и наказание лягушками прекратилось сразу же, не став постоянным, фараон еще более укрепился в этой мысли. Стих говорит об этом: «И увидел фараон, что наступило облегчение, и утяжелил свое сердце». И даже о наказании вшами, когда сами египетские колдуны засвидетельствовали: «Это — перст Б-жий!», — стих все же говорит: «И укрепилось сердце фараона, и не послушал…» Само то, что действие казней прекращалось, не сохраняясь навечно, послужило причиной того, что фараон сомневался в их Б-жественном происхождении и не верил им.

Так происходило вплоть до казни дикими зверями, поскольку, предупреждая о ней, Моше-рабейну добавил: «И отличу в тот день землю Гошен, на которой пребывает народ Мой… И Я сделаю различие между народом Моим и народом твоим». Тогда уже фараон сказал: «Идите и принесите жертвы вашему Б-гу», — а затем сказал: «Я отпущу вас…» И опять фараон, в злобе своего сердца, увидел, что наказание дикими зверями закончилось, и снова ожесточил свое сердце — по той же самой причине. И то же самое произошло при наказании мором.

Получается, что причиной ожесточения сердца фараона послужило только то, что казней было много и что они через какое-то время заканчивались. Как после первых казней сердце фараона ожесточилось и стало твердым, так и после заключительных казней сказано: «И Б-г ожесточил сердце фараона», «И Я ожесточил его сердце» и так далее. Тора не имеет здесь в виду, что Б-г вмешался в свободу выбора фараона и не дал ему исполнить Свое требование — Б-же упаси! Подразумевается только, что Б-г наслал на Египет те казни, из-за которых, в конечном итоге, сердце фараона ожесточилось и стало упрямым. Только поэтому «ожесточение сердца» фараона связывается с Б-жественным деянием: Он, благословенный, насылал на Египет казни, пока из-за них фараон не ожесточил свое сердце.

Общее разъяснение естественного и Б-жественного порядка следования десяти казней

Десять казней, которые Б-г наслал на Египет, имеют определенный порядок — и естественный, и Б-жественный. Они организованы так: первые пять казней расположены по порядку следования тяжелых первичных стихий, близких к нам, а вторые пять — по порядку легких первичных стихий.

Первая казнь состояла в том, что вода превратилась в кровь, и это причинило египтянам ужасные страдания. Ведь человеку необходимо пить воду, чтобы воспрепятствовать повышению внутренней температуры и чтобы измельчать пищу и разносить ее по телу через узкие каналы. А когда вода превратилась в кровь, египтяне больше не могли ее пить. Кроме того, умерли обитатели воды, рыбы и пресмыкающиеся, которые служили важнейшей частью рациона местных жителей, о чем свидетельствует стих (Бамидбар 11): «Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром». И плохо было не только то, что умерли полезные речные животные, — кроме этого, чрезвычайно размножились и усилились лягушки, цфардеим, и начали вредить египтянам и мешать им. То есть, обе эти казни, и кровь, и лягушки, были связаны с водой. А после этого начались три казни, связанные с землей. Первая — это вши, когда вся пыль земли превратилась во вшей. Затем — дикие звери, то есть, всевозможные вредоносные создания, которых Б-г навел на Египет. И последняя казнь этого разряда, противоположная предыдущей, когда полезные домашние животные, необходимые для жизни человека, умерли во время мора. Таким образом, первые пять казней касались тяжелых первичных стихий — воды и земли.

Затем Б-г навел на Египет следующие пять казней, связанных с легкими первичными стихиями — воздухом и огнем. Первая — это воспаления, которые произошли от огня, то есть, от печной золы, согласно сказанному в стихе (Шмот 10) «И бросил ее Моше к небу, и стала она воспалениями…» Следующая — это град, который был тоже связан со стихией огня, согласно сказанному: «И простер Моше свой посох к небу, и Б-г послал грохот, и град, и движение огня к земле». А затем — саранча, то есть, насекомые, летающие по воздуху. Затем — тьма, то есть, снова казнь, связанная с воздухом. По природе это — самое прозрачное из творений, не имеющее формы, а Б-г придал ему огромную плотность, так что ни одна искра солнечного света не могла достичь земли! И последняя казнь — смерть первенцев — тоже действовала через воздух, который испортился и мгновенно уничтожал их души и тела.

Таким образом, первые пять казней были направлены на две тяжелые первичные стихии, а пять последних — на две легкие, и таким образом мы обнаружили в них естественный порядок следования.

Но, кроме того, десять казней подчиняются и еще одному порядку — Б-жественному. Б-г, желая наказать египтян за то, что они сотворили с евреями, направил удар именно на те вещи, которые наиболее необходимы им для жизни и пропитания.

Десять казней начались с воды — самого важного из природных ресурсов. Затем погибла рыба, а вместо нее расплодились лягушки, цфардеим, которые нападали на египтян и кусали их. Но пока что их защищала хотя бы одежда. Поэтому следующей казнью стали вши, которые пробирались под нее, мучили тела египтян и покрывали их позором. А чтобы и дома у них не осталось запасов еды, пришло наказание дикими зверями, которые уничтожили все, ничего не оставив. Теперь настала очередь мяса, которое египтяне стали есть после исчезновения рыбы: и среди скота начался мор, потому что животные из-за недостатка хорошей пищи были изнурены. Чтобы лишить египтян возможности питаться фруктами, пришел град, а чтобы отнять у них пшеницу и овощи, пришла саранча, которая все это уничтожила. Чтобы они не смогли уйти куда-то в другое место и там поискать пропитания, пришла тьма, когда «не вставал никто со своего места». А чтобы они воочию увидели весь ужас своего положения, пришла последняя казнь: внезапная смерть первенцев, когда умерли старшие сыновья, которых египтяне особенно ценили. Так десять казней принесли египтянам все несчастья и все бедствия, какие только возможны.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.