Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Кто-то неудачно высказался – и присутствующие криво улыбнулись. Нет, ни один человек не засмеялся в голос – зачем обижать друга? Но и совсем без реакции на чужую оплошность не обошлось. А ты в следующий раз, мил человек, думай, прежде чем глупость на публике сморозить.
Ну, и с кого будет спрошено на Суде?
Сейчас разгар осени 2014 года. Мы на Толдот проходим Четвертую главу трактата Брахот. Про молитву Шмонэ-Эсрэ, главным образом. И вдруг появляется вторая Мишна и рассказывает, что раби Нехунья бен Акана при входе в Дом учения произносил короткую молитву с просьбой перед небесами, чтобы помогли ему не ошибиться в час учебы. Нормальная и понятная просьба. И мы могли бы такого желать: кому приятно ошибаться, особенно когда учишь Тору? Хотя без ошибок нет продвижения вперед; не ошибается только тот, кто не учится; даже у крупных учителей встречаются ошибки, о чем они сами открыто пишут в своих текстах: ошибся! Так что просьба об особой помощи в нежелании совершить промах несколько драматизирована, вы не находите?
А вот и не находим. Потому что раби Нехунья бен Акана не просто попросил, но тут же на месте объяснил свою просьбу. И что интересно: у любого из нас есть такая же причина просить эту помощь. Сказано в самой молитве:
"Чтобы я не ошибся в толковании закона, и посмеются надо мной мои товарищи".
Извините за корявый перевод, но так написано: שלא יארע דבר תקלה על יד, ולא אכשל בדבר הלכה, וישמחו בי חברי, – и надо это перевести, вернее, растолковать. Ведь комментарий это и есть перевод, согласны? Раши перевел: "Небеса, помогите мне, чтобы я не ошибся с законом, дабы не посмеялись надо мной мои товарищи".
Потому что я могу ошибиться, а мои товарищи (сами мудрецы, и поэтому мою ошибку заметят сразу) посмеются над ней. И кто будет виноват? Только я. Ибо они посмеялись непроизвольно – просто улыбнулись – и все равно страшный грех. Нельзя смеяться над человеком. И к этому греху их подтолкнул я!
Вывод: боюсь не своей ошибки – а того, что она толкнет других к греху. Чтобы такого не произошло – упаси меня, Всевышний, от ошибки!
Ибо не хочу быть причиной чужого наказания – даже невольно, даже формальн. (На эту тему см. "Раввины, не заставляйте девушек страдать" и "Тора – огонь".)
Наш практический вывод: если кто-то, как нам кажется, сказал что-то не самое умное или уместное, – возьмем свою волю в кулак и не выдадим веселого настроения. Потому что сие подобно хохоту толпы над героем Радж-Капура, поскользнувшегося на банановой кожуре. Или смеху посетителей дешевого балагана на рынке – где клоуны швыряют друг в друга кремовые (некашерные!) торты. (Вы давно ловили лицом торт? Весело было? А что неприятней – торт или смех окружающих?)
Но если надо показать свои эмоции в подобном случае (я не про рыночный балаган, а дружескую беседу или публичное выступление), то впору не смеяться, а плакать, потому что вот и доигрались мы до приговора Суда, который накажет того, кто смеется над другим евреем (ндБ).
**
Есть другой перевод-комментарий на те же слова Мишны из трактата Брахот. Его привел Маарша:
"Чтобы я не ошибся в толковании закона, и тогда будут рады за меня мои товарищи (за то, что я не ошибся)".
Они обрадуются за меня, своего коллегу. Почему? Потому что я вовремя помолился – да и сам все сделал, чтобы не подвести их под наказание. И небо исполнило мою просьбу.
Будем радовать своих друзей – и они получат награду. А не смешить их своими ошибками – что может привести их к наказанию.
**
Кстати, все это входит в область запрета "Не ставь препятствие перед слепым". Оказывается, не только плохим советом его можно нарушить (см. урок "Советники"), но и просто любым непроверенным заявлением, которое вызовет смех у простодушной аудитории. Или хотя бы кривую ухмылку.
Итог: не смеемся над чужим падением. А еще глубже: не падаем, чтобы другие не посмеялись[1]. Ну, а если нечаянно? Для этого и есть молитва: небеса, не дайте мне упасть, чтобы не подвести других под наказание.
**
Домашнее задание: а почему не произнести еще одну молитву? "Небеса, помогите моим товарищам не ошибиться. Чтобы я нечаянно не засмеялся".
[1] Есть, конечно, и мир шуток. Шутить не запрещено. Главное, не переступить границу дозволенного. Когда кому-то больно из-за нашей шутки (хотя он и старается "держать удар").