Лашон а-ра на работе I. Интервью14 февраля 2021 года, 16:04 С политикой мы почти (все-таки предстоят еще одни выборы) разобрались, а теперь начнем новую серию статей по еще одной очень насущной теме: лашон а-ра на работе. ВЛАД-ПРОГРАММИСТ ИЩЕТ РАБОТУ Влад-программист решил вернуться на работу. Когда он потерял работу, у него появилось время думать о жизни, что привело его в русскую синагогу города Н-ска. Сначала Влад занимался семьей, играл с маленькими детьми (от третьей жены) и чаще навещал дочку-подростка (от второй жены). Потом Влад решил, что нужно закрыть пробелы в еврейском образовании, словив себя на мысли, что кто такие Борхес, Маркес и Адам Смит – он знает, а кто такие Рамбан, Рашбам и Рамхаль – нет...
Читать дальше
|
Байден избран президентом. О выборах в США и возможный урок нам15 декабря 2020 года, 20:17 О выборах Байден--избранный президент США. Законодательные собрания штатов отказались оспаривать результаты выборов, а Верховный Суд отклонил иски Трампа. И вот вчера коллегия выборщиков избрала Байдена президентом.По опросам, Трампа поддерживало большинство израильтян и 83% соблюдающих Тору евреев Америки. За его победу молились, с одобрения раввинов, тысячи евреев, и в США и в Израиле...
Читать дальше
|
Запрет злорадства и законы лашон а-ра, или обсуждение выборов в США в русской синагоге города Н-ска23 ноября 2020 года, 00:41 Все пишут об американских выборах. О них тоже можно будет поговорить, но, я думаю, только где-то через месяц, когда все утрясется. А пока давайте поговорим об одном интересном последствие выборов – о злорадстве. Проигравшие скорбят, а выигравшие злорадствуют. Злорадство – определенно, вещь плохая...
Читать дальше
|
Невыполнение преступных приказов и гражданское неповиновение в Танахе29 сентября 2020 года, 22:34 75 лет тому назад победившие союзники судили нацистских преступников. У большинства из них была простая линия защиты: «Мы всего-навсего исполняли приказ. Приказы не обсуждаются, приказы выполняются, приказ есть приказ». Союзники эту линию защиты не признали и повесили тех, кто исполнял преступные приказы своего политического или военного начальства. А что по этому поводу говорит Тора?Вопрос этот поднимается (и это не должно быть странно) в Талмуде...
Читать дальше
|
Лашон ара о человеке который не подчинился решению еврейского суда — объяснение слов Хафец Хаима7 сентября 2020 года, 00:48 Итак, в прошлый раз мы подняли два вопроса: как понимать слова Хафец Хаима и почему, если бейт-Автинас были невиновными, в Мишне это не отразилось. Сейчас попытаемся это объяснить, а в следующей статье дадим много интересных примеров гражданского неповиновения власти из Танаха.Хафец Хаим постановил (Законы лашон ара, гл.4, пар. 8):Однако если у него есть ответ и объяснение (почему он не хочет выполнять приказ бейт-дина), то тогда, если мы понимаем, что это просто отговорка, то мы не обязаны верить этому (отговорке) и разрешается говорить лашон ара про него и записывать навсегда...
Читать дальше
|
О монополиях и гражданском неповиновении в эпоху Второго Храма3 августа 2020 года, 04:03 Талмуд (Йома 38а) рассказывает следующую историю:А эти (заклеймены) позором: Дом (род) Автинаса не хотели делиться секретом кторет (смесь благовоний, которую воскуряли в Храме).Учили мудрецы: дом Автинаса умели делать кторет и не хотели обучать (других этому). (Мудрецы их уволили и) послали за ремесленниками из Александрии Египетской. Те (умели) делать такую же смесь, но не умели (делать так), чтобы эта смесь так же дымилась. У этих (род Автинаса) дым шел вверх, прямо, как пальма, а у этих дым ответвлялся в разные стороны...
Читать дальше
|
Лашон ара о человеке который не подчинился решению еврейского суда22 июля 2020 года, 15:09 В прошлый раз мы привели решение Хафец Хаима (см. Законы лашон ара, гл. 4, пар. 8) о том, что если бейт-дин (еврейский религиозный суд) приказывает человеку что-то сделать из области бейн адам ле-маком или из области бейн адам ле-хаверо, а он полностью отказывается выполнять (приказ суда), и нет у него ответа, почему он не выполняет, то можно говорить плохо о нем (то есть сообщать об этом проступке) и даже записывать это в исторические хроники, чтобы память об этом осталась навсегда.Почему здесь нет необходимости в злостном, повторном, нарушении, которое необходимо для того, чтобы разрешить говорить лашон ара о поалей авен (грешниках), – объясняет сам Хафец Хаим (там же, Беер Маим Хаим 33)...
Читать дальше
|
Лашон ара про творящих зло и противоречие в словах Хафец Хаима?1 июля 2020 года, 15:00 Давайте обсудим еще один возможный вариант сообщения лашон ара: о человеке, который повел себя неправильно по отношению к другому человеку (бен адам ле-хаверо) или к обществу. Как мы уже обсуждали (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3279.html , https://toldot...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — как добиваться объективности17 июня 2020 года, 15:00 Все, прекращаем отлынивать из-за вируса и карантина и переходим к нормальной жизни, в том числе — нашего блога (эта статья была написана месяц назад, но я никак не мог ее довести до конца).Поскольку все, скорее всего, уже забыли, что было в докоронавирусную эпоху, давайте быстро подведем логическую нить к теме этой статьи.Одним из условий разрешения произнесения лашон ара ради достижения пользы (лашон ара ле-тоэлет) является уверенность в правильной оценке ситуации (см. /blogs/leib/leib_3300.html)...
Читать дальше
|
О коронавирусе: битахон и иштадлут — Внеочередной выпуск — на злобу дня25 марта 2020 года, 23:00 Похожее уже пришлось писать около четырех лет назад, во время очередного всплеска террора (/blogs/leib/leib_2571.html). Про битахон и иштадлут. А теперь коронавирус, вот опять. Но с коронавирусом в этом плане, как ни странно, все гораздо проще...
Читать дальше
|