О ЗАКОНАХ ЛАШОН АРА, ТОРГОВЛЕ ЖИВОТНЫМИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ И ПОЛЯКАХ-ВОДОПРОВОДЧИКАХ — ЛИФНЭЙ ИВЕР VI5 мая 2015 года, 16:26 В прошлой статье мы разбирали всякий ломдус о том, что делать в случае сафек лифнэй ивер. А теперь перейдем к практике. История, которую я слышал от одного моего американского друга: О ПОЛЯКАХ--ВОДОПРОВОДЧИКАХ В США принято платить налоги. Очень часто платятся они не то что добровольно, но по личной инициативе. Например, если у человека свой мелкий бизнес, то государство не удерживает деньги из его доходов...
Читать дальше
|
О ЗАКОНАХ ЛАШОН АРА, ТОРГОВЛЕ ЖИВОТНЫМИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ И ПОЛЯКАХ-ВОДОПРОВОДЧИКАХ — ЛИФНEЙ ИВЕР V5 мая 2015 года, 15:54 ВСТУПЛЕНИЕ Пару лет назад я разговаривал с одним моим знакомым, который жаловался на изучение Талмуда. Как многим нашим соотечественникам, ему, к сожалению, не повезло учиться в ешиве, и поэтому с Талмудом он был знаком довольно поверхностно (в основном, через перевод Шоттенштейна). Он знал, что Талмуд учить надо, но не понимал, в чем там соль. Жаловался он на то, что все очень сухо и неактуально для нашей действительности. Один мудрец говорит одно, другой другое, иногда какие-то истории происходят...
Читать дальше
|
О ЗАКОНАХ ЛАШОН АРА И ТОРГОВЛЕ ЖИВОТНЫМИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ--ЛИФНЕЙ ИВЕР IV15 апреля 2015 года, 05:37 Говорят, что Хафец Хаим рассказывал (Тнуат Мусар, т. 4, стр. 60), как один раз в молодости он попросил советa у рава Исраэля Салантера (основателя движения Мусар) — что лучше, учить одну тему много раз, углубляясь в нее, или охватить больше информации? Рав Исраэль ответил ему, что человек должен знать, насколько широка Тора Б-га, которая охватывает все. Правда, Хафец Хаим также утверждал, что в вопросах актуальных для практики (алаха лэ-маасэ), тем не менее, необходимо достигать четкого знания и понимания исследуемой темы. И говорят мудрецы: «Слова Торы бедны в одном месте и богаты в другом» (диврэй тора аниим бэ-маком зэ вэ-аширим бэ-маком ахэр)...
Читать дальше
|
СТАВИТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ БЕЗДЕЙСТВИЕМ--ЛИФНЕИ ИВЕР III15 марта 2015 года, 12:30 Читатель Саня задает хороший вопрос: Обязан ли человек жертвовать своими интересами ради того, чтобы не нарушить запрет лифнэй ивер? Ответ вроде бы простой — конечно, должен. Например, если Тора запрещает есть свинину, то понятно, что нельзя нарушить этот запрет даже ради большой выгоды. А чем запрет лифнэй ивер хуже? Поэтому должен жертвовать. Тут можно возразить. Запрет мне есть свинину не предполагает отношений с каким-то «третьим лицом», это запрет бейн адам лэ-Маком, отношения между мной и Б-гом...
Читать дальше
|
ВТОРАЯ БАНКА КАЛЬМАРОВ ДЛЯ АБРАМОВИЧА--ЛИФНЕЙ ИВЕР II26 февраля 2015 года, 09:17 Начнем с ответа на вопрос, заданный в предыдущей статье. Почему мудрецы понимают слова лифнэй ивер лё титэн михшоль («перед слепым не ставь препятствия» — Ваикра 19, 14)) иносказательно? Минхат Хинух, объясняя эту мицву, цитирует слова автора комментария Кнесет а-Гдола (приводятся в Мишнэ лэ-Мелех, Илхот мальвэ вэ-ловэ, гл. 2, алаха 6), который указывает на то, что стих заканчивается словами вэ-йарэйта мэ-Эл-кеха — и бойся Б-га. Обычно (см. Раши там же) эти слова появляются там, где речь идет о поступках, известных только Б-гу...
Читать дальше
|
НЕ СТАВЬ ПРЕПЯТСТВИЕ -- ЛИФНЕЙ ИВЕР I3 февраля 2015 года, 11:43 Спасибо читателю Алексу С. за его вопрос:«Если позволите, пара замечаний:В 1-ой истории, по-моему, Рабинович должен сказать, почему он слушает, иначе это лифнэй ивер».Чтобы дать на него подробный ответ, мне пришлось рассмотреть тему лифнэй ивер («не помещай препятствие перед слепым») поглубже и заодно сделать перерыв в блоге на некоторое время. С одной стороны, хотелось бы извиниться перед читателями за длительное отсутствие. С другой, накопилось много материала по лифнэй ивер...
Читать дальше
|
КУДА ИДТИ ДАЛЬШЕ--ВОПРОС ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ26 ноября 2014 года, 16:21 Читатель Алекс С. задал следующий вопрос: в 1 истории, по-моему, Рабинович должен сказать, почему он слушает, иначе это לפני עיוור. Огромное Вам спасибо за вопрос. Он заставил меня поглубже рассмотреть и обдумат тему лифней ивер--запрет на введение других людей в грех. Правда, чтобы полностью дать ответ на Ваш вопрос необходимо очень обширное обсуждение, которое может занять четыре статьи, как минимум, а может быть и больше...
Читать дальше
|
ПЯТЬ ИСТОРИЙ О ТОМ КОГДА МОЖНО СЛУШАТЬ ЛАШОН АРА19 ноября 2014 года, 15:53 Слушать лашон а-ра нельзя. Нельзя слушать, как поступки другого человека или его характер оценивают отрицательно (за исключением того случая, когда речь идет об общеизвестных рэшаим — злодеях, см.). Но проблема в том, что в жизни, к сожалению, бывает много отрицательного и очень часто необходимо знать не самую лучшую сторону людей и событий. Как же быть тогда? Вопрос этот не новый, и он (естественно) стоял еще перед Хафец Хаимом...
Читать дальше
|
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙ СЛУХ--II6 ноября 2014 года, 08:06 Кроме общего запрета слушать неприличные или пустые слова (это не только лашон а-ра, но и другие разновидности запрещенной речи, такие, как непристойности, мат, насмешки и т.д.), Хафец Хаим выделяет запрет, относящийся только к лашон а-ра. Слушать пустые (дварим бэтэлим) и непристойные (дварим ше-эйнам агуним) слова запрещено постановлением мудрецов (ми-дэ-рабанан), а слушать лашон а-ра, пишет Хафец Хаим, запрещено Торой (ми-дэ-Орайта). Хафец Хаим (Законы о злословии, гл...
Читать дальше
|
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙ СЛУХ!9 сентября 2014 года, 17:33 Читатель Ботаник спрашивает:А как можно вообще верить или не верить лашон а-ра, если лашон а-ра нельзя слушать? Ведь, зачастую с первых слов понимаешь, что речь собеседника можно отнести к лашон а-ра? Я, конечно же, не имею в виду такую ситуацию, как с посланниками в Землю Обетованную или речи в суде.Действительно, существует запрет слушать лашон а-ра, и если это так, то как же вообще возможен вопрос — верить, не верить? Ведь даже слушать нельзя!Поэтому посвятим следующие три-четыре (так мне кажется) поста законам о том, когда можно и когда нельзя слушать лашон а-ра.Поставь стражей в воротах своихГлава Шофтим открывается следующими словами: шофтим вэ-шотрим титэн лэха бэ-холь шеарэха — «судей и стражей (на современном языке — “полицейских”) поставь себе во всех воротах своих» (Дварим 16, 18). Это повеление создавать судебную систему в любом месте, где живут евреи, — назначать судей, чтобы устанавливать закон, и формировать полицию, чтобы обеспечить соблюдение закона....
Читать дальше
|