НЕ ЗАГРЯЗНЯЙ СЛУХ--II6 ноября 2014 года, 08:06 Кроме общего запрета слушать неприличные или пустые слова (это не только лашон а-ра, но и другие разновидности запрещенной речи, такие, как непристойности, мат, насмешки и т.д.), Хафец Хаим выделяет запрет, относящийся только к лашон а-ра. Слушать пустые (дварим бэтэлим) и непристойные (дварим ше-эйнам агуним) слова запрещено постановлением мудрецов (ми-дэ-рабанан), а слушать лашон а-ра, пишет Хафец Хаим, запрещено Торой (ми-дэ-Орайта). Хафец Хаим (Законы о злословии, гл...
Читать дальше
|
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙ СЛУХ!9 сентября 2014 года, 17:33 Читатель Ботаник спрашивает:А как можно вообще верить или не верить лашон а-ра, если лашон а-ра нельзя слушать? Ведь, зачастую с первых слов понимаешь, что речь собеседника можно отнести к лашон а-ра? Я, конечно же, не имею в виду такую ситуацию, как с посланниками в Землю Обетованную или речи в суде.Действительно, существует запрет слушать лашон а-ра, и если это так, то как же вообще возможен вопрос — верить, не верить? Ведь даже слушать нельзя!Поэтому посвятим следующие три-четыре (так мне кажется) поста законам о том, когда можно и когда нельзя слушать лашон а-ра.Поставь стражей в воротах своихГлава Шофтим открывается следующими словами: шофтим вэ-шотрим титэн лэха бэ-холь шеарэха — «судей и стражей (на современном языке — “полицейских”) поставь себе во всех воротах своих» (Дварим 16, 18). Это повеление создавать судебную систему в любом месте, где живут евреи, — назначать судей, чтобы устанавливать закон, и формировать полицию, чтобы обеспечить соблюдение закона....
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--Х3 августа 2014 года, 20:59 В этот раз разберем три примера исключений из правила, о котором шла речь в предыдущей статье. Мы говорили о запрете полагаться на разного рода «разрешения» (этерим) верить лашон а-ра так, чтобы потом распространять полученную информацию или наносить материальный или физический ущерб объекту злословия. ПРИМЕР ПЕРВЫЙ: И ВЕРИТЬ МОЖНО И ДРУГИМ ГОВОРИТЬ Вспомним историю о Рабиновиче и Гольдштейне из прошлой статьи. Если Рабинович слышит подобное о Гольдштейне уже не первый раз, например, на позапрошлой неделе Гольдштейн кушал раков, на прошлой неделе креветок, а на этой черную икру, то можно рассказать об этом другим — с исполнением всех необходимых условий. ПРИМЕР ВТОРОЙ: ДЯДЯ МИША КУКУШКИНД ВСЕ ВИДИТ (адаптировано из Питхей Тшува, Шулхан Арух, Хошен Мишпат, симан 75 в изложении книги Нетивот Хаим) Бывший гражданин Советского Востока, а ныне князь грузинской экономики Яков Исаакович Хасидашвили проживает в городе Н-ске на вилле с большим двором, обнесенным забором...
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--IX2 июля 2014 года, 16:24 Мы уже очень много и долго (и надеюсь не слишком нудно) обсуждали, как и при каких условиях работают различные разрешения (этерим) верить («принимать») лашон а-ра. А теперь пойдем дальше. Предположим, что у нас есть разрешение верить лашон а-ра на основании косвенных улик (дварим никарим) или на основание того, что информация, которую нам сообщают, станет общеизвестной (милта дэ-авида лэиглуэй). А что дальше? Нам разрешается верить, что то, что мы узнали, — правда. И, соответственно, можно изменить свое отношение к человеку, о котором идет речь...
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--VIII31 мая 2014 года, 22:32 Какова цель запрета кабалат лашон а-ра (верить злословию)? Запрет ло тиса шема шав, что переводится приблизительно как «не разноси пустую информацию», включает в себя запрет истцу или ответчику излагать судье свои претензии в отсутствие другой стороны (а судье — выслушивать это); запрет лжесвидетельства; а также запрет произносить и верить лашон а-ра. Как пишет Сефер а-Хинух (мицва 74), "корень этого запрета известен: ложь мерзка и презренна в глазах всех и нет ничего отвратительней. Проклятие обитает в доме тех, кто любит ее (ложь), поскольку Всевышний — Б-г истины и все, что с Ним, — истина. И благословение может быть только у тех, кто уподобляется Ему своими поступками, правдив, как Он....
Читать дальше
|
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР ИЛИ ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--VII19 мая 2014 года, 05:37 Дорогие читатели--продолжаем разговор. Поскольку прошло уже много времени, советую всем сначала прочитать https://toldot.com/blogs/leib/leib_1823.html. В далеком прошлом, обсуждая разрешение верить лашон а-ра на основании косвенных улик, мы пришли к заключению, что этот вопрос несколько спорный, поскольку самые авторитетные комментаторы Талмуда, РиФ, РОШ и РаМБаМ, устанавливая закон, это разрешение не приводят...
Читать дальше
|
ПРОБЛЕМА ПОЛЛАКА ИЛИ КАРЛСОН УЛЕТЕЛ НО ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ8 декабря 2013 года, 11:02 Уважаемые читатели! Наш блог уже существует больше трех с половиной лет. В последнее время я выставлял статьи гораздо реже чем хотелось бы. Хотелось бы писать раз в неделю, или раз в две, а получается раз в месяц-два. Почему? Проблема Поллака (см....
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--VI1 декабря 2013 года, 09:34 Четыре вопроса:1. О чем спорят Рав и Шмуэль? Шмуэль показывает: Давид поступил правильно (настолько правильно, что Мефибошет в этой истории оказывается более «виноватым»), основываясь на косвенных уликах. Почему Рав с этим не согласен?2. В соответствии с чьим мнением устанавливается галаха? Рава или Шмуэля?3. Почему в Талмуде разъяснение мнения Рава начинается с указания на лживость Цивы?4...
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--V20 октября 2013 года, 06:29 Четыре вопроса:1. О чем спорят Рав и Шмуэль? Шмуэль показывает: Давид поступил правильно (настолько правильно, что Мефибошет в этой истории оказывается более «виноватым»), основываясь на косвенных уликах. Почему Рав с этим не согласен?2. В соответствии с чьим мнением устанавливается галаха? Рава или Шмуэля?3. Почему в Талмуде разъяснение мнения Рава начинается с указания на лживость Цивы?4...
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК-IV16 октября 2013 года, 17:32 Четыре вопроса:1. О чем спорят Рав и Шмуэль? Шмуэль показывает: Давид поступил правильно (настолько правильно, что Мефибошет в этой истории оказывается более «виноватым»), основываясь на косвенных уликах. Почему Рав с этим не согласен? 2. В соответствии с чьим мнением устанавливается галаха? Рава или Шмуэля? 3. Почему в Талмуде разъяснение мнения Рава начинается с указания на лживость Цивы? 4...
Читать дальше
|