Запрет кабалат лашон а-ра — почему?23 января 2012 года, 15:20 Вопрос о смысле (таамэй) мицвот неоднозначен. С одной стороны, мицвот представляют сэхел элока (Б-жественный разум), и поэтому нам они по определению не могут быть до конца понятны. С другой стороны, мы можем и даже обязаны пытаться понять, какую цель преследует двар а-Шем (слово Б-га). Очень яркую иллюстрацию этого принципа я слышал от одного из моих учителей, который, в свою очередь, цитировал р. Элью Лопьяна (1872-1970, Литва-Англия-Израиль), одного из выдающихся баалей мусар (не знаю, как перевести это словосочетание, если кому-то непонятно, могу в комментах объяснить подробнее) прошлого столетия...
Читать дальше
|
Кабалат лашон а-ра — Запрет верить злословию — Введение2 января 2012 года, 14:43 До сих пор мы с вами обсуждали запрет на произнесение и распространение лашон а-ра. Однако, кроме запрета произносить лашон а-ра, существует ещё и запрет верить лашон а-ра — кабалат лашон а-ра (букв. «приятие лашон а-ра»). Этот запрет наши мудрецы выводят из Шмот 23:1 — лo тиса шема шав, что приблизительно можно перевести как «не носи ложную информацию». Что именно означает это выражение, понять довольно трудно...
Читать дальше
|
Намерение и поступок27 ноября 2011 года, 14:05 В прошлый раз мы с вами заметили, что в грехе (авера) присутствуют две составляющие: намерение нарушить волю Творца и сам поступок. На этот раз я бы хотел с вами рассмотреть эту тему немного глубже. Основываясь на «светской» логике, можно было бы предположить, что намерение является самым главным фактором в оценке человеческих поступков, по крайней мере, в области отношений между человеком и Б-гом (бен-адам лэ-Маком). То есть, естественно, когда речь идет об отношениях между людьми, сам поступок тоже очень важен. Если один человек случайно убил другого, то, может быть, его вина не так велика, но, тем не менее, факт убийства это не отменяет...
Читать дальше
|
Поступок антикойфера--продолжение8 ноября 2011 года, 06:13 Прежде всего, хотел бы извиниться перед читателями за длительное отсутствие. Это статью я написал процентов на 60, но потом мой компьютер неожиданно перезагрузился, статья потерялась, а потом начались праздники — кстати, наверное, вы тоже заметили, что еврейские праздники — это не отдых, а, просто, другая разновидность работы, и разные хорошие осложнения в нашей семье. Но уже пора перестать отлынивать. В будущем постараюсь выставлять новые статьи с частотой раз в неделю-две. А от вас, дорогие читатели, прошу лишь обдумывать написанное и задавать вопросы...
Читать дальше
|
Поступок анти-койфера — применение законов лашон ара к реальному случаю19 сентября 2011 года, 17:08 Читатель анти-койфер прислал следующий вопрос:«Я как-то тоже прокололся в вузе: мой приятель еврей Саша похвастался, что имел роман с отличницей-еврейкой Катей (между прочим, замужней...). А тут она навстречу...
Читать дальше
|
Рехилут--разжигание ненависти, разрушение мира7 августа 2011 года, 18:20 Кроме запрета на лашон ара, также еще существует запрет на рeхилут. Выучивается этот запрет из того же источника как и запрет на лашон ара--¨Hе будь (буквально не ходи) сплетником среди народа своего (Ваикра, 19:16)¨. Слово рхилут обычно переводится как сплетни. Корень этого слова созвучен с словом рохел. Рохел--это мелкий торговец, который покупает товар в одном месте и перепродает его в другом...
Читать дальше
|
Когда думать только хорошее о людях, а когда говорить про них лашон ара25 июля 2011 года, 18:52 Сообщая информацию о человеке, регулярно и намеренно нарушающем законы Торы, мы должны быть уверены в том, что законы Торы действительно были нарушены. Если это не так, то у нас нет права считать человека злодеем. Иногда злодейство налицо на 100%, как, например, в случае, приведенном в Талмуде Песахим (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_814...
Читать дальше
|
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА — УСЛОВИЯ11 июля 2011 года, 17:46 В прошлый раз мы объяснили, почему Тора разрешает говорить лашон а-ра о человеке, который сознательно и регулярно нарушает алаху. На этот раз перечислим условия, которые необходимо соблюдать в этом случае. Но поскольку читателям уже, скорее всего, надоели пространные талмудические выкладки и прочий ломдус, просто опишем необходимые условия. А там уже — кому интересно, тот и спросит. Итак: 1) Информация, которую мы сообщаем и на основе которой объект нашего разговора определяется как злостный грешник, должна быть достоверной...
Читать дальше
|
ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?--II3 июля 2011 года, 05:45 В прошлой статье мы обсудили отрывок из трактата Талмуда Песахим 113 б, который противоречил закону, установленному в трактате Талмуда Бава Мециа 58 б, а также несколько вопросов, связанных с пониманием разных законов, установленных Талмудом Песахим 113 б. Хотелось бы поблагодарить читателей за участие в обсуждении. Победителями оказались читатели Шана и ОтецРех. Шана дала очень хорошее объяснение, которое соответствует объяснению одного их комментаторов книги Хафец Хаим (об этом ниже). ОтецРех тоже дал хороший ответ...
Читать дальше
|
ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?19 июня 2011 года, 00:52 В прошлый раз мы вплотную подошли к законам лашон ара о злодее. Сейчас мы начнем детальное обсуждение этих законов. Сначала обсудим законы, а потом уже разберем их применение в современной жизни.Прежде, чем начать обсуждение, хотел бы предупредить читателей, что ломдус (глубокое концептуальное понимание) этих законов, который будет излагаться здесь, является сугубо моим пониманием этих законов. Сами законы будут приводиться, естественно, в соответствии с мнением Хафец Хаима, но приведенное ниже объяснение — это то, что я вывел из изучения и обдумывания слов Хафец Хаима...
Читать дальше
|